Интервью газете «Каспiй» экс-председателя Государственного комитета по работе с религиозными организациями, директора Центра исламоведческих исследований «Иршад» Рафика Алиева.
- За последние 15 лет в Нардаране, с небольшими перерывами, дают о себе знать экстремистски настроенные элементы. Чем, на ваш взгляд, Нардаран уязвим?
- Прежде всего отсутствием достаточно сильной идеологии в этом бакинском поселке. Во времена Советской власти и в постсоветский период, особенно в первые годы установление независимости в Азербайджане, в Нардаране особой идеологической работы не проводилось. В советское время такие события, которые происходят сегодня, были невозможны.
А Нардаран и тогда жил обособленно, но это не мешало властям организовывать выборы, сельский совет работал полноценно, да и все остальные атрибуты государства были на месте. Получилось так, что с обретением независимости Азербайджан некоторое время находился в идеологическом вакууме. А в Нардаране этого вакуума не было, у них всегда присутствовала религиозная идеология. При отсутствии фактической власти у этого поселка религиозная идеология постепенно укоренилась в жизнь местного населения, так сказать, перешла от одного поколения к другому.
Поэтому там, как только рождается ребенок, он видит другие ценности, другие отношения между людьми, другое видение будущего. Идеология, которой напичкано их сознание, - эта исламская идеология. Дело не в том, что она плохая или хорошая. Просто эта идеология доведена до их сознания в таком виде, что они полностью отрицают светскую власть, внушая себе, что на основании шариата можно будет построить государство в Нардаране и по всему Азербайджану.
В мире существует всего четыре исламских государства - это Иран, Пакистан, Афганистан и Мавритания. Но во всех этих странах, даже если взять, к примеру, Иран и Пакистан, есть и президент, и парламент, действует конституция, законодательство. И ни одна из этих стран не существует полностью по законам шариата. Непонимание этого и приводит к появлению радикальных настроений в Нардаране.
Прикрываясь религией, экстремистски настроенные элементы хотят построить государство, которое, на их взгляд, должно жить по законам шариата. Но по законам шариата жить им никто не запрещает, пожалуйста, совершайте намаз, держите пост и работайте как истинные мусульмане. В этом смысле нардаранцам никто не мешает. Но подчиняться законам государства, в котором ты живешь, - прямая обязанность каждого гражданина. Если они думают, что законы государства мешают им жить по законам шариата, то это в корне неверно. Законы государства никому не запрещают и не мешают жить по законам шариата, исповедовать религию.
В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий. Между государством и религией у нас в стране нет никаких проблем. И поэтому странно, когда слышишь, как некоторые говорят, что происходящее в Нардаране это религиозный вопрос, дескать, в стране отсутствует религиозная свобода. Еще страннее звучат утверждения о том, что в Нардаране, мол, давно не решаются социально-экономические проблемы, что приводит к недовольству населения и, как результат, распространению радикальных религиозных настроений в обществе. Это абсолютная ложь, это попытка переложить политические амбиции на религиозно-идеологические проблемы.
- Что или кто подпитывает эти политические амбиции?
- Политические амбиции всегда подпитываются со стороны, из других государств. Это как человеческий организм. Как только в организме появляется какое-то слабое место, все вирусы и микробы устремляются туда и выходят наружу в том месте, где ослабел иммунитет, чтобы уничтожить нормальную среду и распространится на весь организм, приводя его в негодность.
Слабость в том, что в Нардаране степень религиозности всегда была высокой, и ее начали использовать некоторые зарубежные силы в угоду своих интересов. А ведь в этом селе и сегодня нет высокочтимых ахундов и имамов. Еще с 90-х годов, когда я был председателем Госкомитета, там преподавали люди из соседнего государства. И они создали там такую обстановку, что не каждый представители власти, начиная от полицейского и заканчивая крупным чиновником, может рискнуть появиться в этом поселке. Это ведь нонсенс, это ведь анормально.
- Как вы отметили, такая ситуация - плод идеологического вакуума, образовавшегося на заре обретения Азербайджаном независимости. Примерно в то же время вы были председателем Государственного комитета по работе с религиозными организациями. Были ли тогда попытки нормализовать там ситуацию, скажем, назначить в нардаранские мечети ахундов, прекратить деятельность незаконных религиозных движений…
- Начиная с 2001 года, на протяжении 6-7 лет, было очень много попыток провести диалог с нардаранцами, ахундом мечети, где преподают иранские религиозные деятели и собирается местное население. Мы с ними проводили долгие беседы и почти пришли к единому знаменателю, что мечеть должна быть открытой для всех.
При мечети тогда была школа (медресе), и шейх уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Пашазаде назначил туда первого директора. А после его смерти директором мечети был назначен его сын. Эти контакты теперь уже были с ними. Помню, мы договорились о том, что существующие в Нардаране религиозные общины должны пройти регистрацию в Госкомитете, и даже документы соответствующие были подготовлены. Тогда этот вопрос можно было решить путем диалога. То есть Госкомитет решает вопросы, которые в его компетенции, религиозная община регистрируется и контролируется, а все остальные политические и идеологические вопросы решает Управление мусульман Кавказа и правительство страны. В таком ключе вопрос решался.
На протяжении 2-3 лет в Нардаране была некая стабильность. Мечеть и деятельность религиозных общин там находились под контролем. Но когда снова пошли разговоры о том, что Нардаран восстал, причину начали искать в социально-экономическом вопросе. Что бы вы там ни сделали, хоть откройте завод, постройте фабрики, дайте работу всем, ничего не получится. Почему? Потому, что в их голове одна всего лишь идеология, которую насаждают в этом селе из-за рубежа. Идеологию, которая внедрена в их сознание, нужно устранить любым способом. Вера должна находиться в сердце человека, а не в голове. А идеология рассчитана на разум, ибо она является его продуктом.
Азербайджанство сегодня для нас - это центр жизни, вера и путь, ведущий нас в будущее. Но нужна твердая идеология. Нужны люди, которые эту идеологию проводили бы в жизнь. Все люди должны соблюдать конкретные правила, жить по законам страны. При этом люди, которые будут разъяснять идеологию, должны сами быть достойным примером во всем. И если министр национальной безопасности сам занимается преступной деятельностью, то, естественно, он не имеет морального права прийти к нардаранцу и сказать «живи в рамках закона». У него спросят: а почему ты сам выходишь за рамки закона?
- Не так давно в Азербайджане был пресечен ваххабизм. Известно, что разные люди пропагандируют неправильную идеологию в Нардаране. Но почему это допускается?
- Дело в том, что в то время вопрос с мечетью Абу-Бакра, где собирались приверженцы ваххабизма, не был полностью снят с повестки дня. В мечети произошел взрыв, после чего ее закрыли, а люди, которые ее посещали, распределились кто куда, одним словом ячейка была раздроблена.
Получилось, что люди, которые собирались в одном месте, расползлись по регионам и создали свои ячейки. А после того как ситуация в Ираке и Сирии усугубилась, основная часть, так сказать, костяк радикального ваххабизма в Азербайджане уехал в эти страны за реализацией своей мечты. Таким образом радикальных ваххабитов в Азербайджане, можно сказать, не осталось. Но угрозы от этого меньше не стало.
Сегодня нардаранцы заявляют, что «мы будем совершать теракты», и уже открыт огонь по представителям правоохранительных органов, двое полицейских убиты. И, не дай Бог, в Азербайджане произойдет теракт. Пока не будут найдены настоящие виновники, даже если нардаранцы здесь не причем, это будет на их совести. Потому что первыми во всеуслышание слово «теракт» произнесли именно они. Положение очень сложное. Но нерешаемых проблем не бывает. Тем более что для государства проблем со своими гражданами не должно быть.
В Нардаране должен быть восстановлен конституционный строй. В Нардаране должны работать все органы власти, чего бы это ни стоило. Государство должно применить закон и полностью подчинить Нардаран законам Азербайджанского Республики. Никаких исключений не должно быть. Если живете здесь, то вы часть Азербайджана, будь любезны, уважайте законы, если не хотите жить по законам этой страны, то уезжайте.