Главная Карта сайта E-Mail
Навигация по сайту

Статьи

RSS / РСС
 





Введите слово для поиска :
Интервью Рафик Алиев: «Азербайджанцев вербуют во время хаджа»
Все институты общественного мнения словно зациклились на проблеме исламской опасности. В один голос все утверждают о новой угрозе, направленной дескать против фундаментальных устоев государственности и алиевской формы правления.
Светскую оппозицию уже никто всерьез не воспринимает – ни власть, ни народ, обратившие свой взор в ту самую сторону, откуда должны появиться стальные ряды ослепленных верой исламистов.
Ислам возрождается и распространяется повсеместно, и этот процесс гораздо глобальнее, чем после обретения страной независимости. После развала СССР либерал-демократия не допустила ислам на политическую сцену - уж слишком были огромны ожидания от евроинтеграции. Однако крах азербайджанского либерализма оставил после себя грандиозную пустоту. Которую и пытается занять политический и фундаменталистский ислам.
Эту опасность предрекали еще в эпоху правления Г.Алиева. Именно для регулирования государственной политики в этой области и был создан Госкомитет по работе с религиозными образованиями. Комитет возглавил известный ученый-теолог Рафик Алиев. Многие эксперты отмечали, что Р.Алиев был одним из немногих госчиновников, которые были на своем месте. Случай – редкий для Азербайджана. Видимо, поэтому и не усидел на своем посту.

На вопросы haqqin.az отвечает профессор теолог, доктор философских наук, экс-глава Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев.

- Как вы оцениваете межконфессиональные взаимоотношения и ситуацию сложившуюся в отношениях между мазхабами. Как ни странно, но об этом очень много говорят в последнее время…

- На мой взгляд, межконфессиональная обстановка в стране вполне благополучная. Христианские и иудейские конфессии функционируют нормально, внутренние вопросы решают самостоятельно, никаких претензий ни у них к государству, ни у государства к ним нет. А вот во взаимоотношениях с исламскими мазхабами у нас существуют определенные проблемы.
Как известно, у нас в стране есть и  шиитские и суннитские мазхабы. Сунниты, в свою очередь, делятся на умеренных и радикальных, в том числе на салафитов и нурсистов. Как раз между мазхабами возможны конфликтные ситуации, что может привести к нежелательным последствиям. Полагаю, что если и случится обострение отношений в конфессиях, то произойдет это в рамках одной религии - ислама.

- Может ли эта напряженность перерасти в открытую вражду? Это не настораживает?

- Надеюсь, до таких масштабов этой вражды, какие мы наблюдаем в Сирии и в Ираке, в Азербайджане не дойдет, однако многих теологов и общественных деятелей страны правомерно тревожит развитие ситуации. С этим придется что-то делать.
Салафиты, как вы знаете, ведут  активную пропаганду среди нашей молодежи, с каждым годом все больше людей вовлекая в свои ряды. Салафизм, или салафия, наиболее жесткое направление ислама. Его адепты насильно принуждают людей принимать их верования, а тех, кто ослушивается или, тем паче, отступает, они имеют права убивать. То есть салафиты, кроме себя, никого не терпят, а это неприемлемо в исламе.
Это то, что резко отличает салафизм от всех других направлений ислама. В шиизме этого нет. Несмотря на некоторые различия между традиционными течениями ислама, доныне у нас не было серьезных разногласий. Но, чтобы усилить взрывоопасную ситуацию в регионе, Запад решил руками Саудовской Аравии насадить сравнительно новое течение – салафизм.
Не будем забывать, что именно благодаря Саудовской Аравии доллар стал мировой валютой. По указке США эта страна стала продавать нефть на мировом рынке только за американские доллары. То есть я хочу сказать, что в распространении салафизма по миру большую роль сыграл Запад.

- А не попытается тот же Запад руками салафитов  устроить в Азербайджане провокации?

- Вполне. Не исключаю, что Запад, если решит замутить здесь воду, воспользуется  услугами именно салафитов и нурсистов. Западные спецслужбы  всегда используют религиозных фанатиков в своих целях, что сейчас наблюдается в арабских странах.  Если у США более-менее наладятся отношения с Ираном, то они непременно используют и шиитский фактор.

- Есть ли у вас информация о том, как финансируются салафиты в Азербайджане, кто является их спонсором?

- Их множество. Здесь в свое время были очень активны фонды Саудовской Аравии, Катара и Кувейта. Многие из них удалось прикрыть. К тому времени как я покинул пост председателя Госкомитета по религиозным образованиям, в Азербайджане оставался только один саудовский фонд, который осуществлял помощь беженцам в Барде.
Недавно в Азербайджане был закрыт  иранский Фонд Хомейни, и это правильное решение. Уверен, что никакая  помощь не осуществляется бескорыстно – у каждой страны свои интересы.

- То есть, хотите сказать, что многие местные салафиты завербованы саудовскими спецслужбами?

- Да, конечно. В основном это происходит во время хаджа. Так, в период  хаджа в Саудовскую Аравию многие азербайджанские салафиты входили в контакт с саудовскими спецслужбами - их вербовали, снабжали инструкциями, книгами с целью их распространения в Азербайджане и на Северном Кавказе.

- А много ли отпрысков высокопоставленных  чиновников в местных салафитских сектах?

- К нам неоднократно доходили такие сведения. В ходе проверок мы установили, что дети некоторых высокопоставленных лиц действительно связаны с салафитами. Ко мне даже обращались несколько депутатов Милли Меджлиса, чтобы я помог отговорить их сыновей от этого. То есть однозначно, что таким образом салафиты пытались внедриться в госаппарат, армию и другие госучреждения. И мы об этом знали и передавали информацию в соответствующие органы.

- Как я понял, заражение салафизмом у нас началось давно. А как Гейдар Алиев реагировал на это?

- Я ему докладывал об этом, мы нередко обсуждали с ним религиозные вопросы. Гейдар Алиев выступал за уравнение роли  шиизма и суннизма в Азербайджане, чтобы ни одно из религиозных течений не превалировало над  другим. И вообще он прекрасно разбирался в религиозной тематике. Кроме того, тогда мечети и религиозные общины вообще не регистрировались, и по его указанию началась их регистрация, узаконившая таким образом более 500 мечетей и шиитских святынь. Одним словом, мы провели тогда большую работу в этом направлении.

- Чем вызван был ваш уход с этого поста?

- Думаю, Гейдар Алиев, как и нынешний президент, были довольны моей работой. Если бы я почувствовал, что я их не устраиваю, ушел бы намного раньше, а не оставался бы на своем посту в течение 5 лет.

- Намекаете, что вас выжили?

- Да, были такие попытки, но Гейдар Алиевич всегда их пресекал. Когда уходил со своего поста, нынешний президент даже предложил мне должность посла в одной из арабских стран. Но я отказался, пояснив, что я хочу заняться научной деятельностью и приносить пользу своему народу в этой области. Президент согласился с моей позицией.

- Давайте  поговорим о наболевшей проблеме – о наших согражданах, воюющих в Сирии…

- Вы правы, это очень серьезная и болезненная проблема для нас. Считаю, что последствия этого могут быть весьма плачевными. Эти якобы радетели веры, ислама, увидев  кровь и нанюхавшись пороха, могут, возвратившись домой, начать насаждать здесь свои порядки очень жестко, не гнушаясь ничем. Их вербуют в определенных мечетях в Баку и других городах и потом направляют в Сирию. Сколько бы наши спецслужбы ни брали под контроль эти мечети, поток исламских добровольцев в Сирию не уменьшается.

- Западные спецслужбы тоже могут воспользоваться ими в своих целях?

- Безусловно, ведь они проходят боевую подготовку в лагерях под руководством западных инструкторов, и по возвращении им могут быть даны определенные задания и инструкции в отношении нашей страны. Не забывайте, что идеология салафизма – это смерть и борьба. И для поддержания их идеологии нужен враг. Это и объединяет этих людей. Так что врагов они будут искать всегда и везде, в том числе и у себя на родине.

- На днях глава МИД Турции Ахмед Давутоглу заявил, что если азербайджанские спецслужбы назовут им имена азербайджанцев, направляющихся в Сирию, то они их вернут обратно…

- Похоже, Давутоглу лукавит. Он дипломат, и, видимо, должен так отвечать. Турецкая сторона прекрасно знает, кто и куда направляется и, в конце концов, «добровольцы» проходят боевую подготовку в лагерях на территории Турции. 

- А на стороне Асада азербайджанцы воюют?

- Если даже и воюют, то их очень мало.

- Давайте теперь о нурсистах. Насколько это направление  активно в Азербайджане?

- Еще как активно, более того, его представители внедрены практически во все сферы страны. Идеология нурсизма начала интенсивно распространяться в Азербайджане со времен Эльчибея, а сейчас это течение заметно окрепло. Нурсисты  влияли, влияют и еще долго будут влиять на весь азербайджанский госаппарат.
Они, как это ни зловеще звучит, представлены везде - от Администрации президента, Кабмина до полиции и спецслужб. Нурсисты имеют здесь свои университеты, лицеи, торговые объекты, то есть представлены очень мощно.
У них железная дисциплина, и все они подчиняются своему имаму Фетхуллаху Гюлену. Нурсизм продвигает своих  людей прямо со школьной скамьи, воспитывает их, дает образование, оплачивает учебу и даже трудоустраивает. Молодые нурсисты очень грамотные и образованные, и поэтому  для них найти работу в госаппарате - не проблема, хотя они тщательно скрывают свою принадлежность к джамаату.
Эрдоган прав, эта секта - государство в государстве. Ни одного состоявшегося нурсиста руководство секты не забывает. Даже я брал двух таких ребят на работу, и они до сих пор работают в Госкомитете. Правда, мы смогли их убедить принять нашу сторону, то есть сторону ортодоксального ислама.

- Кажется, в Азербайджане представлены уже все исламские направления и секты. А как насчет крайне радикальной организации «Братья-мусульмане»?

- «Хизбут-тахрир», которая действовалa в северных районах Азербайджана, как раз является одним из подразделений «Братьев». Кстати, их тоже в свое время создал Запад, чтобы выступать против Гамаля Абдель Насера.

- Но МНБ пресекает их деятельность?..

- К сожалению, в МНБ очень мало специалистов, разбирающихся в религиозных вопросах и сектах. Здесь есть турецкое торговое представительство, которое поддерживает и финансирует нурсистов. Я еще в 2003 году говорил министру образования, что Ф.Гюлен  создал здесь разветвленную сеть своих учебных заведений. Чиновник ответил, что знает об этом, но поскольку у них высококвалифицированные преподаватели и щедрое финансирование, закрывать такие школы нецелесообразно.

- Кстати, как вы оцениваете работу нового председателя Эльшада Искендерова?

-  Хотя Искендеров осуществляет различного рода мероприятия для укрепления толерантности, он и его предшественник, к сожалению, до конца не осознают и не понимают колоссальную роль религии в жизни общества. Кроме того, я посоветовал бы ему вдумчивее изучать историю ислама. Без этого ему трудно будет проводить свою работу по нейтрализации радикальных сект.  Репрессиями проблему салафизма и других течений не решить. Надо с ними вступать  в конструктивный  диалог, а для этого необходимо всеобъемлющее знание всех проблем. Ему надо работать над собой.

- Вспоминается, что вас и самого обвиняли  в сотрудничестве с ваххабитами…

- Я был просто обязан был поддерживать отношения с салафитами, шиитами и представителями всех религиозных течений. Меня, между прочим, обвиняли и в сотрудничестве с МНБ... Но я возглавлял государственную структуру, и в мои обязанности входили, в том числе, и контакты с МНБ, а также другими государственными ведомствами.

(Из архива)
TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 24.02.16 | Просмотров : 3200

Рекомендуем