Это чувство вообще не продается!
По сравнению с ножевым ранением, легчайшие комариные укусы в разы увеличивают страдания сердца, хотя это представляется тому, кто их не испытал на себе, смешной выдумкой писателей или поэтов. Но это, увы, не так!
Как же быть в таких случаях с общепринятыми правилами: «Чтобы убить врага, надо его, как минимум, ненавидеть?!» Тем более, врага, который десятилетиями был чуть ли не полноценным членом, даже другом сердечным, твоей семьи?!… И не просто членом, другом семьи, а очень часто являлся ее кирвя?! Мы им доверяли, считали их чуть ли не родственниками. , Хачики, Вазгены, Артуры, Гарики – всегда имели свободный вход в наш дом.
В этом-то и есть самая тяжелая часть идеологической работы против агрессора, против оккупантов нашей земли – Карабаха. С одной стороны, он – вроде бы бывший друг, а с другой – сегодняшний враг, который не просто вонзает в тебя смертоносный нож (не так уж он для этого велик и грозен?!), а проникает в тебя своим внешне почти неприметным микроскопическим комариным жалом.
Не с этим ли связано то, что до сих пор на республиканском уровне нет доступной для массового читателя литературы, посвященной Карабахской проблеме?! И – не просто этой жгучей проблеме, которая, как кипяток, обливает наши сердца. Нет литературы объективной, отражающей непростые факты, которые могут понять все граждане нашей страны!? Нет литературы, которую можно широко распространить в мировом масштабе, и которая будет пропагандировать читательской аудитории истину о Карабахе, о его исторической судьбе! Нет литературы, которая конкретно и доходчиво расскажет мировому сообществу о трагедии миллиона беженцев, депортированных и вынужденных переселенцев, которых «комариный агрессор и оккупант» изгнал с их исторической земли! И не просто с их исторической земли, а с исконно, изначально азербайджанской!
Как тут не вспомнить китайскую поговорку «Если народ дунет – будет ветер, если народ плюнет - будет наводнение!». Ведь нас, азербайджанцев, в мире – почти 50 миллионов! А агрессор-комар – всего-то, не то семь, не то одиннадцать миллионов.
И вот этот азербайджанский народ, второй по величине в мире тюркоязычный народ, не в состоянии в достаточной мере «завалить» мир объективными и правдивыми публикациями, которые продемонстрируют человечеству суть агрессора-комара?! Разве у нас иссякла плеяда блестящих писателей, публицистов, пропагандистов и агитаторов? Разве сегодня нет у нас таких великих представителей-интеллектуалов, которые в не столь отдаленном прошлом горой вставали на защиту своего народа?! Разве сегодня наша земля не может породить новых борцов за справедливость, таких, какими были и остаются в нашей генеалогической памяти Вагиф и Видади, Сабир и Мирза Фатали Ахундов, Нариман Нариманов и Джалил Мамедгулузаде, Микаил Мюшвиг и Самед Вургун, Ордубады и Исмаил Шихлы?!
Где вы, наследники этих корифеев? Родина ждет вашей реакции на комариные укусы!
Увы, с сожалением приходится констатировать, что наследники уже два десятилетия в основном «дружно» молчат. То, что это и есть реальность, знают все граждане страны. Ибо мизерное количество повестей, романов о трагедии беженцев, депортированных, перемещенных наших соотечественников, об их переживаниях, изменившихся в худшую сторону условиях и образе жизни свидетельствуют, что по сей день нет достаточно актитвной реакции наших интеллектуалов на все это. До сих пор все это не нашло своего достойного отражения в нашей литературе, не нашло в той степени и мере, в какой заслуживают.
Поэтому до сего дня широкий читатель не знает, что творится в их сознании, в их повседневной жизни в непривычных условиях. Большинству не известно, как они существуют в палатках по 10 человек в каждой. Как они в столь экстраординарных условиях растят детей, проявляют свои семейные интимные нежности при хорошей слышимости даже в соседней палатке. Как у них зимой в таких «дворцах» - грязь и холод, летом - жара и пыль, больные разными болезнями, которые порой вообще неизлечимы. Школы для детей этих несчастных, можно сказать, существуют просто так, ради отчетности перед вышестоящим начальством.
В свое время, после того, как я побывал вместе с высокими иностранными гостями в палаточном городке беженцев в Бардинском районе, я задал вопрос одному ответственному чиновнику, о том, что «Ведь можно при малых затратах устранить эти неполадки, и жизнь этих людей станет намного лучше?» (тогда двухкомнатный дом в селениях обходился чуть больше 5-6 тысяч долларов, и были люди, которые предлагали построить даже 100 таких домов). Ответ меня шокировал: «А кого тогда мы покажем в качестве пострадавших?» Тогда я отнес эти слова на счет неосведомленности этого чиновника, который, как и многие в нашем обществе того времени, надеялся, что такие ужасные условия, в которых проживают, существуют наши беженцы, депортированные и перемещенные лица, могут вызвать сострадание у иностранных эмиссаров из разных государств и международных организаций, и они по-другому взглянут и оценят столь непростую проблему и скажут доброе слово в защиту нашей позиции при обсуждении вопроса о необходимости справедливого решения судьбы оккупированных районов Азербайджана.
Такая наивность вызывала у меня не только невосприятие, но и неуважение к подобным чиновникам и стыд за них.
Теперь-то мы знаем, кто есть кто за пределами нашей страны, знаем их геополитические интересы в регионе. Эта истина с большим опозданием пробила себе дорогу в сознании многих наших граждан. Ныне очевидное стало явным, вероятным. Поэтому и наше отношение к «сострадающим» из Европы и США должно быть реальным для каждого из нас: свои проблемы должны решать мы сами, никто за нас этого делать не будет!
Это подтверждается не только реалиями сегодняшними, так было и в прошлом, о чем не раз свидетельствует наша многовековая непростая история.
Это мое твердое убеждение, это мое мнение, и я придерживаюсь его уже более 20 лет, со дня начала событий вокруг Нагорного Карабаха и оккупации нашей территории армянами. Я думаю, что сегодня есть реальный шанс вернуть, как минимум, пять оккупированных районов, и без особых потерь. Международная ситуация дает для этого возможность. Как ею воспользоваться, зависит от нас самих!
И все это (я имею в виду вышеописанное состояние как нашей литературы о Карабахе, так и реалий существования беженцев, депортированных и перемещенных лиц) происходит на фоне роста благосостояния нашего государства, которое в последние 8-10 лет уделяет повышенное внимание улучшению жизненного уровня беженцев, депортированных и вынужденных переселенцев. Но даже об этой заботе руководства страны, в первую очередь - лично самого Президента, тоже нет достаточной и достойной художественной публицистики, экранизации, широкого показа на телеэкранах, где дешевые шоу-программы, часто выходящие за рамки морали и нравственности, наносят вред всему обществу и каждому молодому человеку в отдельности.
Зато перевели с иностранных языков и издали книги, так или иначе связанные с проблемой Карабаха, с судьбой беженцев, депортированных и перемещенных. Но ведь это смешно! Это ведь обидно! Нам могут задать вопрос: «Если Карабах – это ваша боль, почему сами ничего путного, серьезного не опубликуете?!» Действительно, в лучшем случае, издаем сборники документов и материалов, очень хороших и острых. Но ведь это – просто документы и материалы, а не исследования!?
Традиция публикации сборников документов и материалов канула в Лету еще в XIX веке. Теперь нужны исследования на их основе!!!
Мало, очень мало, но такие есть! Конкретно: книга Ф.М.Абасова «Гарабагское ханство», изданная Институтом истории имени А.А.Бакиханова Азербайджанской Национальной АН в 2007 году. В ней, на основе документов и материалов, рассказано о самом ханстве, о том, когда и как там оказались те самые комары, как этой землей управлял начальник Карабахской провинции армянин-генерал Мадатов, а также многое другое, что проливает свет на все стороны жизни и деятельности местных азербайджанцев.
Другое важное издание - исследование ныне покойного академика Тофика Кочарли, в котором приведены ужасающие реальные факты. Можно назвать также публикации Х.Ю.Вердиевой и Р.А.Гусейнзаде «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан» (2003 и 2013 годы), Р.А.Гусейнзаде «Кавказ и армяне» (2014 год) и «Коллизии на Кавказе. Исторические очерки» (2013 год).
В них, на базе армянских, русских и западных материалов и документов рассказано, когда, как и почему эти самые комары оказались на азербайджанской земле, и что они там натворили и нагадили и продолжают творить и гадить. Таких книг уже немало, но они не имеют выхода на международный уровень. Для этого их необходимо издать на английском и других языках!
Следует также широко пропагандировать публикации объективных зарубежных исследователей, в первую очередь, это серия книг петербургского профессора Ю.А.Помпеева – «Карабахскй дневник», «Кровавый омут Карабаха», «Юдольные дни»; московского автора О.Ю.Кузнецова «История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии».
Никто, полагаю, не отрицает необходимости создания серии документальных фильмов о ситуации с Карабахом. Думаю, что часть населения, особенно, молодежь, не владеет достаточной фактической информацией о трагических событиях начала 90-х годов ХХ века. Так мог появиться пробел, если только уже не появился, в сознании молодого поколения о нашей современной истории.
В связи с этим отметим: мало кто у нас знает, что так называемый «Кавказский центр миротворческих инициатив» (Республика Армения, руководитель – «миротворец» и «правозащитник» Георгий Ванян, координатор программ Центра - «миротворица» и «правозащитница» Луиза Погосян), создали посвященный Карабаху антиазербайджанский фильм-пасквиль «Откройте границу!». Азербайджанцы в нем представлены чуть ли не в роли палачей армян.
К великому сожалению, мы пропустили момент, когда обязаны были должным образом осветить факты десятков, сотен случаев издевательства врага над нашими людьми, детьми, стариками, девушками, превращения их в рабов и рабынь, часто рабынь своих солдат.
Но что же теперь останавливает всех нас, особенно наших талантливых писателей и поэтов, которые являются зеркалом общества, всегда были неотъемлемой частью нашего общества, и никогда не существовало пропасти между ними и народом и властью; что же теперь останавливает их, не дает возможности создать произведения, которые подтвердят нашу правоту, подтвердят, что мы – жертва, что страдает наш Карабах, пострадал наш народ, наша родная земля?!
Думаю, и уверен, что для наших читателей, стоит сделать реальные факты художественно доступными, и тем самым сформировать истинное представление о том, что было в начале 90-х годов ХХ века и чуть позже на оккупированной азербайджанской территории.
Примером может послужить двухтомный роман Фазиля Гюнея «Гара ган», где детально описаны реальные события – зверства армян в одном из селений Джабраильского района и о судьбе попавшей в плен к армянам азербайджанки. Роман пронизывает сердце читателя, который не заливается слезами, а понимает, что именно такой ответ надо дать агрессору и оккупанту.
Но пока что нет других серьезных романов, повестей и даже реальных очерков о злодеяниях армян в отношении азербайджанцев на их же собственной земле, когда у этих залетных «комаров» животное составляющее взяло верх над еще формирующимися у них сознанием и человеческим разумом. В результате, присущий им уровень человеческого интеллекта, или, скорее, его подобие, не мешает этим залетным комарам проявлять высокую активность на всех уровнях, где возможно продвигать свое видение проблемы с позиций «гонимого армянского народа». Причем, того самого «народ», для которого «родной» является любая территория – от Балкан, где армяне первоначально обитали, вплоть до Кавказа, где они объявились в начале XIX века! Ибо они живут по принципу: «Где хорошо – там отчизна!»
Я прекрасно понимаю, что литература – не всегда идеология, и ею не должна становиться, но она обязана отражать чувства, переживаемые нашим народом на разных этапах его истории, и передачи их последующим поколениям. Литература была и остается серьезным инструментом воздействия на сознание граждан, каждого отдельного социума. Не случайно, уже издавна писателей именуют «инженерами человеческих душ» и «глашатаями народа». Пример наших великих писателей и поэтов прошлого подтверждает, что это действительно именно так оно и есть!
Даже сегодня мы не проводим серьезного, объективного анализа, описания зверств армян в зоне боевых действий.
Кого или чего ждет для исполнения этой важной патриотической задачи наша интеллигенция, в том числе творческая, мне лично не вполне понятно и ясно. Ведь ныне, в условиях власти капитала над умами и сознанием богатых соотечественников, здесь и за рубежом никто не закажет, не оплатит так нужную нам творческую исследовательскую работу!?
А посему – расходы на написание, издание и пропаганду статей или книг по Карабаху – это должно быть продиктовано изнутри каждого из нас. У каждого, за редким исключением, своих «проблем» по горло. Но часто там полная пустота, неразбериха, не до Карабаха им: лишь бы заработать (у одних) или отнять (у других) последнюю копейку, кусок хлеба, чтобы заполнить мешок или стеклянную банку недостающей суммой, несколькими штучками драгоценных камней, как у главного защитника страны от иностранных разведок Эльдара Махмудова. А их ведь не мало! А ведь содержимого одной такой «золотой» банки хватило бы на многое.
Увы, патриотизм – дело нелегкое, ноша немалая. Каждый патриот обязан сделать то, что он сделает лучше всего, и только тогда мы сможем создать и протянуть логически связанную цепочку соприкосновения между собой и для атаки на общего врага!
Патриотизм – не идеология, а состояние души человека, его внутренний стержень. Он ярко проявляется только тогда, когда в нем есть сильная потребность, как в начале апреля во время кровавых столкновений с армянами на земле Карабаха, тогда он поднялся на самую высокую точку за последние 20 лет. Не надо ждать его падения до нулевого уровня, после чего можем потерять самое дорогое – доверие народа.