Главная Карта сайта E-Mail
Навигация по сайту

Статьи

RSS / РСС
 





Введите слово для поиска :
Политика Чего стоит Южный Кавказ
Или о том, как Армения выполняет свои обязательства перед Советом Европы

Парламентские и президентские выборы в Армении, состоявшиеся в первой половине прошлого года, запомнились серьезными нарушениями избирательного законодательства, которые поначалу даже вызвали негодование европейских наблюдателей и чиновников. Однако ОБСЕ и Совет Европы очень быстро поняли, что легитимность власти в далекой кавказской республике представляет для них гораздо меньший интерес, нежели сближение с Арменией, которая пользуется поддержкой своего влиятельного лобби во многих странах. Тем более что у Европейского Союза - свои особые планы, связанные с Южным Кавказом. Комитет по внешним отношениям и общим вопросам ЕС даже рекомендовал Европейской комиссии, учитывая предложения спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Пера Гартона, распорядиться о включении трех закавказских республик в новую европейскую инициативу по расширению.
Между тем правительство Армении осознавало, что авторитет страны несколько подмочен, и решило восстановить его, взяв курс на реанимацию попранной демократии и интеграцию в европейское сообщество со всеми вытекающими отсюда политическими, а, главное, экономическими плюсами. Армянский парламент приложил немало усилий для того, чтобы прийти к зимней сессии Парламентской Ассамблеи СЕ с наибольшим числом выполненных "домашних заданий". Армения еще при вступлении в Совет Европы в январе 2001 года обязалась в течение трех лет ратифицировать 10 европейских международных документов, гарантирующих права человека, а также принять 11 законов, направленных на становление демократии и обеспечение защиты прав человека. Политическая ситуация в регионе побуждала руководство Армении и в этом случае брать равнение на Азербайджан, который к тому времени уже принял целый ряд законов, соответствующих требованиям СЕ.
За четыре месяца минувшего года парламентарии Армении приняли новый Уголовный кодекс, отменили смертную казнь, приняли законы об омбудсмене, альтернативной службе, СМИ и свободе информации; внесли поправки в закон о теле- и радиовещании. Строители демократии на Западе не могли не заметить то рвение, с которым армянские депутаты стремились влиться в европейское сообщество. Они даже особо отметили это в документах, принятых на зимней сессии ПАСЕ. В специальном сообщении по этому поводу говорится, что руководство Армении проявило реальную политическую волю в деле достижения прогресса и выполнения обязательств, взятых на себя республикой при вступлении в СЕ. Европейские парламентарии не обратили внимания на тот вопиющий факт, что наспех строящаяся демократия в Армении очень плохо сочетается (если вообще сочетается) с посягательством на территориальную целостность соседнего государства-члена СЕ и ущемленными правами более миллиона беженцев, нашедших пристанище в Азербайджане. Безразличие, проявляемое строителями демократии к проблеме Нагорного Карабаха, поистине, ставит под сомнение значимость самой демократии по европейским стандартам. В результате агрессии против Азербайджана армянские захватчики оккупировали 20% территории нашей страны, включая 890 городов, поселков и сел. В ходе кровавой бойни 20.000 наших сограждан были убиты, а 50.000 - ранены или же стали инвалидами. Нанесенный Азербайджану ущерб по самым предварительным подсчетам составляет 60 миллиардов долларов. Однако депутаты ПАСЕ так и не заметили, что все демократические преобразования в Армении, мягко говоря, меркнут на фоне только этих цифр, опирающиеся на неопровержимые факты.
Правда, следует признать, что за последние годы СЕ в своих документах и резолюциях неоднократно признавал действия Армении захватническими. В документе о ситуации с беженцами на Южном Кавказе, в частности, было отмечено, что "число беженцев- азербайджанцев превышает 1 млн. 160 тыс. человек, и 20% территории страны оккупированы Арменией". В резолюции по Азербайджану, принятой на последней зимней сессии ПАСЕ, также говорится о "Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана". Однако за три года членства Азербайджана и Армении в Совете Европы, ни одного документа, непосредственно касающегося Карабахской проблемы, так и не было принято. Такое отношение Запада позволяет армянской стороне игнорировать свои обязательства по Карабахскому конфликту и, фактически, отвечать на все мирные инициативы Азербайджана продолжением захватнической политики, не опасаясь при этом международного осуждения, возможных санкций со стороны СЕ или серьезных упреков ОБСЕ.
Однако уступки для Армении не ограничиваются молчанием Запада по поводу оккупации азербайджанских земель. Словно не желая расстроить интеграцию Армении в евроструктуры, депутаты ПАСЕ очень мягко высказались о самих демократических преобразованиях в этой республике. Армения не только временно расширила свою территорию за счет азербайджанских земель. Теперь, при активной поддержке СЕ, других международных организаций и отдельных стран, она стремится поправить свое тяжелое экономическое положение, открыть границы с Турцией, наладить подпорченные дипломатические отношение и т.д. Сегодня СЕ ставит перед Турцией условие: "Установи нормальные отношения с Арменией, открой границы, и тогда мы подумаем, принять тебя в Евросоюз, или нет". Это, конечно, более чем странное условие. Вместо того чтобы потребовать от члена СЕ Армении освободить оккупированные земли другого члена этого солидного форума - Азербайджана, руководство СЕ помогает агрессору стать экономически сильным государством, которое сможет сохранить режим оккупации.
Не означает ли это, что ОБСЕ и СЕ заинтересованы в сохранении напряженности на Южном Кавказе. Такая мысль весьма тревожит общественность Азербайджана и ставит под серьезное сомнение намерения СЕ и ОБСЕ увидеть на Южном Кавказе действительно демократические республики.
Однако вернемся к тому, как Армения выполняет свои обязательства перед СЕ. Закон об альтернативной службе, принятый в окончательном чтении 17 декабря прошлого года (он должен вступить в силу с 1 июля 2004 года), фактически превращает альтернативную службу в Армении в мучительное наказание. Призывник, не желающий нести срочную службу в рядах армянской армии, должен отслужить "на гражданке" целых три с половиной года. Правда, он может служить и в рядах вооруженных сил (без оружия в руках) в течение трех лет. Этот немалый срок, который нужно “заплатить” за "религиозные убеждения", в ПАСЕ просто сочли неприемлемым.
Согласно другому закону, - о защитнике прав человека, - 1 марта приступила к деятельности первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян. Однако закон этот не удовлетворил международных экспертов, поскольку омбудсмен в Армении теперь назначается президентом. ПАСЕ даже выразила озабоченность по поводу того, что законодательство не предоставило достаточных гарантий независимости омбудсмена.
Примечательно, что Лариса Алавердян до назначения на этот ответственный пост являлась исполнительным директором фонда "Против правового произвола" и членом комиссии по правам человека при президенте Армении. По мнению армянских оппозиционеров, за пять лет существования Комиссии она не приложила особых усилий для выявления целого ряда нарушений прав человека, имевших место, в частности, во время президентских выборов 1993 года. Напомним, что тогда производились массовые аресты участников митингов, организованных в знак протеста против объявленных результатов выборов.
Оппозиция Армении встретила назначение омбудсмена с нескрываемым неудовольствием. Секретарь оппозиционного блока "Справедливость" Виктор Даллакян даже заявил, что его группа отказалась от встречи с Ларисой Алавердян, поскольку она была назначена без их согласия. Аветик Ишханян из Хельсинкского комитета Армении выразил опасение, что у них теперь будет не омбудсмен Армении, а "омбудсмен президента".
Недовольство оппозиционеров и правозащитников Армении разделили и международные эксперты. Директор офиса омбудсмена Польши Анджей Малановски, в частности, сказал: "Нет гарантий, что омбудсмен будет независим от исполнительных властей. У вас омбудсмена назначает президент страны, что уже само по себе опасно". Однако реакция ПАСЕ была более чем сдержанной. Ассамблея ограничилась тем, что рекомендовала законодателям дать Национальному собранию возможность обсудить кандидатуру защитника прав человека.
Новый Уголовный Кодекс Армении тоже не был приведен в соответствие с европейскими стандартами. По мнению экспертов, в статьи "Клевета", "Оскорбление" и "Оскорбление представителя власти" должны быть внесены поправки, которые ПАСЕ рекомендовала принять до марта нынешнего года.
Особого внимания требует и судебная реформа в Армении. Судебная система страны до сих пор не является независимой, поскольку конституция Армении провозглашает "гарантом независимости судебных органов" президента. Эта формулировка позволяет главе государства назначать и освобождать от должности любых судей. По результатам исследования под названием "Правовая инициатива в Центральной и Восточной Европе", проведенного в 2002 г. Американской ассоциацией адвокатов, Армения имеет негативные оценки по 18 из 30 показателей, составляющих Индекс правовой реформы (JRI) для бывших социалистических стран. По 12 остальным показателям Армения получила средние оценки. По мнению Ассоциации, среди армянских судей распространено взяточничество, причинами которого являются "низкие зарплаты судей, неверие в судебную систему и историческое прошлое".
Состоянием судебной системы недовольны и правозащитники Армении, сетующие на давление, оказываемое исполнительной властью на судебные органы. По словам политолога Эмиля Даниэляна, благодаря особенностям действующего законодательства и покладистости судей сегодня в Армении "посадить в тюрьму человека, подозреваемого в совершении преступления, ничего не стоит". Ссылаясь на исследования местной НПО, он отмечает, что в 2003 г. армянские суды удовлетворили более 97 процентов из 5116 ходатайств прокуратуры о предварительном задержании граждан, причем в подавляющем большинстве случаев прокуроры не предоставили никаких свидетельств или юридических оснований, которые оправдывали бы необходимость задержания.
Европейские эксперты неоднократно указывали на недостатки, имеющие место в законах Армении, регулирующих деятельность полиции, Конституционного суда, средств массовой информации и т.д. Тем не менее, стремление разыграть южно-кавказскую карту и добиться расположения Армении побуждает европейцев закрывать глаза на многие негативные процессы, происходящие в этой стране и на оккупированных азербайджанских территориях. И только время покажет, чего будет стоить Южный Кавказ демократии, на колеблющихся принципах которой все еще строится мировое сообщество.
TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 19.10.09 | Просмотров : 2217

Рекомендуем