Главная Карта сайта E-Mail
Навигация по сайту

Статьи

RSS / РСС
 





Введите слово для поиска :
Интервью Рафик Алиев: «Азербайджану нечего уступать – мяч на стороне Армении и ОБСЕ»
Интервью с экс-первым председателем Государственного Комитета Азербайджана по Работе с Религиозными Образованиями, директором Центра Исламоведческих Исследований «Иршад», доктором философских наук, профессором Рафиком Алиевым.

Рафик Яхья оглы Алиев родился в Агдамском районе Азербайджана в 1947 году. Доктор философских наук, профессор. С 1990 года – учредитель Центра Исламоведческих Исследований «Иршад».
Занимал должности руководителя отдела, заместителя директора по зарубежным связям в Институте Востоковедения, директора Центра исламских исследований на Кавказе при Президиуме Национальной Академии Наук Азербайджана. С 21 июня 2001 г. по 26 июня 2006 г. возглавлял Государственный Комитет Азербайджанской Республики по Работе с Религиозными Образованиями. С 27 июня 2006 г. является директором Центра Исламоведческих Исследований «Иршад». 
Является членом Академии Профессоров за мир во всем мире, Международного Межрелигиозного Комитета.
Автор 19 книг и более 250 научных статей, публицистического романа «Беседа по душам» (284 стр.), книг политического характера «В тайниках бытия» (464 стр.), «Бедность. Диктатура. Несправедливость» (252 стр.), «Дитя романтики» (116 стр.), «Ислам» (332 стр.), «Новая Европа без капитализма» (150 стр.), «Семейно-брачные отношения в исламе» (284 стр.), «В тайниках бытия» (464 стр.), «День на даче» (428 стр.), «Государство и религия» (98 стр.), «Власть, общество и религия» (116 стр.) и других книг, а также арабско-азербайджанского словаря (1200 стр.), который состоит из 124 тысяч слов и выражений (2009).
Вышеуказанные книги, переведенные на английский язык, за исключением книги «Ислам», изданы в США, в издательском доме «Trafford Publishing» (www.trafford.com). Одна из них – «Власть, общество и религия» (116 стр.) была удостоена медали «Золотая печать» на конкурсе в США среди книг, изданных в 2013 году. Эти книги можно приобрести в Интернет-магазинах.
Женат, имеет двоих детей.

- В Баку не так давно состоялась встреча главы ОБСЕ и Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Стоит ли ожидать от этой встречи прорыва в урегулировании Карабахского конфликта?
- Главы ОБСЕ меняются часто. Любой новый председатель объективно должен знакомиться с задачами и проблемами повестки дня организации. Не стоит забывать и об его заинтересованности в том, чтобы как-то отличаться от предыдущих руководителей. В идеале - завершением какого-то затянувшегося на годы дела, заработав, грубо говоря, очки на политико-дипломатическом поприще.
Ознакомление с затянувшимися нерешенными конфликтами, одним из которых является Нагорно-Карабахский – это очевидно базовая задача для Мирослава Лайчака. 
Мы должны понимать, что в истории ОБСЕ еще не было случая положительного решения искусственно замороженных (в том числе, и руками самой ОБСЕ!) конфликтов. Напомню, что по Нагорно-Карабахскому конфликту есть 4 решения Совета Безопасности ООН как самой влиятельной международной организации. Но они не выполняются, они игнорируются Арменией, и уже не идет речь о повторном их рассмотрении Совбезом ООН. Минская группа ОБСЕ все эти 20 лет ничего конкретного, стоящего доверия нашего народа, не сделала. Поэтому я лично никакого прорыва в решении этого конфликта на фоне отмеченной активности ОБСЕ не жду. 
Могут быть предприняты попытки убедить обе стороны пойти на уступки друг другу. И такая позиция, надо сказать, устраивает Армению. А нам, как мне кажется, уступать нечего. Самую большую уступку – отложить начало войны с целью освобождения наших территорий – мы делаем уже давно. Ожидая, когда созреет как руководство Армении, так и ОБСЕ. Мяч, как говорится, на их стороне. Если нынешнему председателю ОБСЕ удастся хотя бы дотронуться до этого мяча, это будет большой удачей.

- МГ ОБСЕ все активнее продвигает вопрос урегулирования в преддверии, как видится, встречи лидеров Азербайджана и Армении? Состоится ли вообще такая встреча? 
- Предпосылки для встречи созданы, они актуальны. Однако отношение и подходы сторон к ним разные. Ереван системно заявляет о недопустимости каких-либо компромиссов в принципе. Не будем забывать, что в Армении не прошёл еще период внутриполитической турбулентности. У Еревана напряжены отношения с главным хозяином ситуации по Карабаху – Россией. 
Поэтому, я не думаю, что лидеры двух стран могут в текущей ситуации предложить миру согласованные и приемлемые для обеих сторон варианты решения Карабахского вопроса.

- Озвучен тезис о «подготовке народов к миру»…
- Вы знаете, мне это видится как чистой воды политический шантаж… Сразу возникают вопросы: К какому миру? К какому компромиссному варианту? К чему, собственно, готовиться? Военно-политический тезис Еревана, рассчитан на то, чтобы воздействовать на сознание азербайджанцев, чтобы они смирились с тем, что нужно уступить агрессору хотя бы часть своей исторической территории. Может кто-то и смирится, но абсолютное большинство азербайджанцев не согласятся с такой постановкой вопроса. Так же как и руководство Азербайджана не согласится даже на обсуждение этого порочного с точки зрения политики и здравого смысла тезиса.
А так население Азербайджана, безусловно, готово к миру, который обеспечит возврат оккупированных территорий. Поэтому я, собственно говоря, толком не понимаю: когда господа из ОБСЕ произносят слово «мир», что конкретно они имеют в виду? Пусть бы они публично предложили условия своего варианта мира, чтоб их можно было обсудить. Людям-то  неизвестно, о каком мире идет речь. Предмета для общественного обсуждения нет. 
В свою очередь, общество Армении не готово к справедливому миру на основе территориальной целостности Азербайджана. Поэтому, как мне кажется, ОБСЕ в нынешних условиях будет легче договориться с армянским обществом, касаемо своего тезиса «подготовки к миру». Но не с Азербайджаном…

- В чем, на ваш взгляд, заключаются интересы на Южном Кавказе основных региональных игроков, прежде всего, России?
- Россия исторически, начиная со времен Петра I, доминирует в этом чувствительном регионе. Фактор влияния Москвы здесь не только сохранился, но и приумножился. За последние 4-5 лет войны на Ближнем Востоке, военных успехов России в Сирии, на фоне сближения позиций Москвы, Анкары и Тегерана по многим вопросам «Большого Ближнего Востока» Южный Кавказ стал еще более ценным для Кремля. За него Россия будет крепко держаться. Сегодня на южном Кавказе нет сильнее и влиятельнее игрока. Это факт, с которым приходится считаться всем. 
Азербайджан с Россией выстраивает сегодня отношения в формате стратегического партнерства, роль Баку в создании и функционировании треугольников «Россия-Турция-Иран», «Россия-Турция-Азербайджан» дает нам основания рассчитывать на приоритет в российской политике на Южном Кавказе. Азербайджан сегодня - единственный де-факто верный союзник России в этом чувствительном регионе. Надеюсь, что в Москве это хорошо понимают, несмотря на ряд недоразумений, которые время от времени вбрасываются средствами массовой информации в общество, как в России, так и в Азербайджане.

- Все-таки ближе в проблеме Карабаха – стоит ли ожидать реанимации известного «плана Лаврова»?
- Этот план, предусматривающий деоккупацию Арменией 5-ти из 7-ми азербайджанских районов, давно секретом не является, он никуда не девался, обсуждался много раз на разных уровнях. 
На мой взгляд, в свое время, когда это план появился, Баку еще был готов к его обсуждению и принятию - в качестве, подчеркну, одной из фаз варианта поэтапного решения проблемы. Когда он начинался бы с освобождения 5-ти районов и должен был продолжиться переговорами о статусе Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Безусловно, освобождение 5-ти районов стало бы успехом и Минской группы ОБСЕ, и, главное, России. 
Сегодня же, как мы видим, такой поэтапный план разрешения Нагорно-Карабахского конфликта не с кем обсуждать в Ереване, там он отбрасывается в принципе. Нынешнее руководство Армении еще не готово или не созрело для обсуждения и решения судьбы Нагорного Карабаха и 7-и оккупированных районов. Этой с одной стороны. С другой же, по моему мнению, такой план мог бы быть реализован лишь в том случае, если бы Россия действительно имела твердые намерения решить этот замороженный конфликт с учетом сохранения территориальной целостности Азербайджана.

- То есть мирного урегулирования Карабахского конфликта ждать не приходится?
- Мирного разрешения конфликта я пока не исключаю. Безусловно, я на него, как и большинство азербайджанцев, очень надеюсь. Иначе стоило ли столько лет ждать, терпеть, переживать, время от времени принимать гробы с линии соприкосновения с агрессором. Люди терпеливо и с тревогой ждут, что мирное решение найдется. Но вместе с тем, я не могу исключить и военного варианта. Просто исхожу из исторического опыта, что захваченные земли часто возвращались через кровь…

Беседовал Искендер Гулиев, 
Азербайджан, специально для 
«ЦИАКР-Южный Кавказ»
https://cacds.org.ua/?p=6245&fbclid=IwAR3j9d_ZDEn-tdDDQIdPJX-iiIPT7nl01ZwuY7wNYCMetHp5IrKrG8DIZo0
TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 11.03.19 | Просмотров : 4120

Рекомендуем