Рафик Алиев: "В каждом человеке, прежде всего, сидит чувство восприятия и оценки умного слова, красивого поступка, просто действия нормального, себе подобного"
АКА "Симург" начинает сотрудничество с Санкт-Петербургским институтом культурологии, кафедрой UNESCO, Международной ассоциацией и журналом "Русский мир", где планируется создание "Азербайджанской страницы".
Журнал ставит перед собой задачу освещения наиболее актуальных вопросов современной культуры для широкого круга носителей русского языка как в России, так и за рубежом. Данный журнал намерен регулярно проводить опросы интеллектуалов в разных странах, на пересечении региональных проблем и концепций UNESCO. Нет сомнений, что участие в этом проекте будет способствовать пропаганде интеллектуальной элиты и азербайджанской интеллигенции в России.
В контексте диалога культур мы публикуем ответы доктора философских наук, профессора Рафика Алиева на вопросы редакции начинающего свое издание журнала "Русский мир".
- Какие проблемы и перспективы представляются Вам наиболее актуальными в культурных взаимоотношениях Вашей страны с "Русским миром" в широком смысле этого слова (то есть от россиян - до носителей русского языка и элементов русской культуры в Вашей стране)?
- Кроме элементов массового искусства: песни, пляски, концерты, выставки, которые всегда по разным причинам шли впереди, необходимо организовать встречи поэтов, писателей, ученых-обществоведов с широкой публикой. Необходимо освободиться от мысли, что высокое искусство, как и высокая мода, понимается только избранными в обществе. Однако в каждом человеке, прежде всего, сидит чувство восприятия и оценки умного слова, красивого поступка, просто действия нормального, себе подобного. Любое сказанное умное слово не оставляет человека равнодушным и, впадая в его сердце, не только находит уют, но и само создает этот душевный покой. Это уже надолго.
- Какие области в духовной сфере кажутся Вам более продуктивными для расширения взаимоотношений между нашими народами?
- Если я скажу, что русский народ для нас ближе всех - это абсолютно не лукавство. Мы его понимаем и прогнозируем лучше, чем кого бы то ни было во всем мире. Русский человек для азербайджанца прозрачен, предсказуем. Такое положение дел создавалось веками добрососедских отношений, культурной интеграции двух стран. Духовность стала основой сближения русского и азербайджанского народов. Вот эти стороны, - области духовной близости, должны быть достоянием широких масс как в наших странах, так и за их границами, и изучены странами мира, особенно Европы, которые, уверен, найдут много полезного.
- В какой мере развитие культурных отношений Вашей страны и "русского мира" может способствовать углублению и оптимизации "Диалога культур", как одной из приоритетных задач, входящих в культурную стратегию UNESCO?
- Взаимоотношения наших народов могут быть преподнесены как нечто очень важное в общем диалоге культур. Ведь диалог, о котором мы говорим, носит, как обычно, трехступенчатый характер:
а) диалог религий: он у наших религиозных деятелей уже имеется;
б) диалог культур - в этой области есть чем гордиться;
в) остается выяснить, что мы можем вместе внести в диалог цивилизации на мировом уровне.
- Как известно, история культурных взаимоотношений между Азербайджаном и Россией насчитывает несколько столетий. На каком уровне, по-вашему, находятся эти отношения сегодня?
- Казалось бы, столетия культурных взаимоотношений России и Азербайджана, как субъектов носителей отчасти исторических и культурных ценностей мирового уровня, не оставляют места думать о большем, нежели мы уже имеем. Однако, к большому сожалению, часто проходилось и приходится очищать эти добрые традиции от наслоений не только времени, но и субъективных, конъюнктурных мнений и оценок. Полагаю, что в этом смысле весь комплекс культурных взаимоотношений наших стран нуждается в каждодневной заботе и, грубо говоря, шлифовке.
Тем не менее, начало выпуска журнала "Русский мир" может внести новую струю не только русского образа жизни, но и в то, как Ваш народ жил и живет веками со своими соседями, порою духовными братьями. В завершение хотелось бы подчеркнуть, что культура не должна служить политике, она обязана ее формировать.