По мнению профессора Рафика Алиева, правильная организация религиозного просвещения сведет к минимуму результаты усилий иностранных миссионеров
- Рафик муаллим, как бы Вы охарактеризовали религиозную ситуацию в республике в 2005 году?
- В последние годы религиозная жизнь в нашей стране становится все более насыщенной и колоритной. Минувший год не стал исключением в этом смысле, но и не принес с собой особых неожиданностей. Сбалансированная политика руководства республики в сфере религии обеспечивает свободу вероисповедания и уважение прав как мусульманского большинства, так и конфессиональных меньшинств. На настоящий момент государственную регистрацию прошли 335 религиозных общин, из которых 28 имеют неисламскую направленность. Отношения между властями и зарегистрированными общинами строятся на основе взаимопонимания и направлены на обеспечение религиозной стабильности в стране. С этой целью Государственный Комитет Азербайджанской Республики по Работе с Религиозными Образованиями (ГКРРО) проводит семинары и организовывает "круглые столы", на которых присутствуют представители религиозной общественности. Осуществляются совместные с ООН социальные проекты, к реализации которых привлекаются общины разной конфессиональной принадлежности, что, в конечном итоге, способствует расширению и укреплению диалога между религиями. В прошлом году общины получили возможность принять участие в решении ряда социальных проблем. Наибольшую активность в данной сфере проявило созданное в 2004 г. Объединение религиозных общин, включающее свыше 50 формирований различной направленности. Усилиями верующих осуществлены благотворительные акции в одном из исправительных учреждений для несовершеннолетних, где был оборудован стоматологический кабинет и отремонтирован спортивный зал. Помимо того, была оказана помощь семьям шехидов, беженцев и вынужденных переселенцев. Значительных успехов достигли религиозные общины в рамках пилотного проекта "Религия против СПИДа", реализованного ГКРРО совместно с Программой развития ООН.
- Можно ли говорить о том, что в отношениях между различными религиями в нашей стране нет сложностей?
- Азербайджан - унитарное государство, и любые проживающие здесь этносы и конфессии являются неотъемлемой частью как нашей самобытности, так и уникальности. В этой связи поддержание веротерпимости между последователями различных религий относится к приоритетным направлениям политики государства в данной сфере. И хотя традиции веротерпимости в нашей стране имеют глубокие корни, усилия властей в этом направлении за последние годы сыграли существенную роль в их поддержании и развитии. Это не осталось не замеченным и зарубежными специалистами. Ряд международных организаций, глав религиозных конфессий и послов иностранных государств уже ставят Азербайджан в пример другим государствам, признавая то, что здесь практически нет дискриминации и серьезных нерешенных проблем на почве религии. Вместе с тем мы полагаем, что не каждое убеждение, - в том числе религиозное, - может быть правильным и полезным для общества. Поэтому мы стараемся отличать истинно религиозные убеждения от псевдорелигиозных взглядов, связанных с экстремизмом и радикализмом. По мере возможности, и насколько нам позволяет действующее законодательство, мы отсеиваем радикальные убеждения, а экстремистские, естественно, получают свою правовую оценку в судах.
- Как реагируют власти на проводимую эмиссарами околорелигиозную работу?
- Религиозная ситуация в республике в целом находится под контролем. Закон "О свободе вероисповедания" не допускает религиозной пропаганды со стороны иностранных граждан и запрещает подобную агитационную работу среди несовершеннолетних детей без согласия их родителей. Вместе с тем мы понимаем, что ни одна религия немыслима без пропаганды и распространения ее учений. Поэтому мы создаем условия для того, чтобы духовное просвещение велось в рамках закона, жестко и без промедления пресекая любые попытки использования религиозного фактора в политических целях или для разжигания межрелигиозной вражды и нетерпимости. Закон не оправдывает преступления или насилия на религиозной почве, и поэтому радикализм мы пресекаем, а экстремизм - осуждаем согласно букве закона. Тем не менее, главным оружием в ограничении псевдорелигиозной деятельности остается правильное религиозное просветительство. Мы стремимся к тому, чтобы религиозные убеждения не отрывали людей от общества, не изолировали их от окружающего мира. Истинная религия наполняет жизнь смыслом, делает человека духовно богаче, помогает ему легче и быстрее достичь благих целей. Сектанты же стараются ограничить своих адептов рамками определенных догматов, и в этом их неизбывная слабость. Благодаря последовательно осуществляемой разъяснительной работе, за последние годы нам удалось значительно ослабить влияние опасных для человека и общества радикальных идей. В настоящее время претворяется в действительность работа по созданию в одном из районов республики Центра реабилитации лиц, подвергшихся религиозному насилию. Полагаю, что правильная организация духовного просвещения в средних школах полностью сведет на нет усилия миссионеров, распространяющих деструктивные взгляды.
- Как пропагандируется Коран и его толкования на русском языке? Какая исламская литература на русском языке наиболее широко распространена?
- Безусловно, основным переводом смыслов Корана, который позволяет азербайджанцам ознакомиться со Священным Писанием мусульман, является перевод на азербайджанский язык, выполненный академиком З. Буниятовым и профессором В. Мамедалиевым. Вместе с тем, за последние годы большую популярность приобрели смысловые переводы на русский язык азербайджанского теолога Э. Кулиева, дагестанского профессора М.-Н. Османова, а также российской исследовательницы В. Пороховой. Из толкований Корана на сегодняшний день доступны только десятитомное издание, подготовленное группой египетских исследователей и опубликованное в Германии, а также перевод многотомного комментария авторитетного арабского ученого Абдуррахмана Саади. Высокую оценку специалистов получили труды, подготовленные крупными исследовательскими центрами Российской Федерации: такие, как перевод книги "Китаб аль-Харадж" одного из основоположников ханафитского мазхаба Абу Йусуфа и перевод знаменитого комментария "Аль-иткан фи улум аль-куран" выдающегося средневекового мыслителя Джалаладдина ас-Суюти. Несмотря на то, что большая часть религиозной литературы на русском языке поступает в республику из Москвы, азербайджанские ученые тоже прилагают немало усилий для подготовки и издания фундаментальных трудов об исламе. Так, свыше десятка замечательных книг вышли в свет в Центре исламоведческих исследований "Иршад". Среди них особое место занимает книга "Основы религии", которая может быть использована и в качестве учебного пособия в старших классах общеобразовательных школ.
- Как Вы относитесь к тому, что прилавки книжных магазинов буквально завалены так называемыми пособиями, сурами, переводами из Корана? Между тем, настоящие книги стоят очень дорого, хотя во многих странах они распространяются бесплатно.
- Прежде всего, хотелось бы отметить, что лишь некоторые центры, находящиеся на дотации государства, позволяют себе распространять фундаментальные труды безвозмездно. Для бесплатной раздачи, как правило, издаются небольшие брошюры пропагандистского характера. С подобными фактами иногда можно столкнуться и в Азербайджане. Что же касается серьезных работ по исламоведению, истории и философии религии, то они требуют значительных материальных и интеллектуальных затрат, которые должны окупаться. Несмотря на это, мне приятно сообщить, что Центр "Иршад", учредителем которого я являюсь, предназначает для безвозмездного распространения большую часть издаваемой им религиозной литературы. К примеру, моя монография "Религия - путь к духовности" (одна из последних публикаций данного Центра) была переиздана за очень короткий срок три раза, а весь ее тираж - роздан бесплатно.
- В Азербайджане много пиров и мест паломничества. Какие из них исторически или по астральной чистоте являются истинными святынями?
- Одной из замечательных особенностей исламской веры является предельная рациональность ее доктрин и постулатов. Поэтому сама религия как таковая не приемлет пиров и мест паломничества, которые служат в качестве посредников между Аллахом и человеком. Пиры и так называемые "святыни" - это проявления народных верований. Сегодня подобные места есть у христиан, буддистов, иудеев, последователей языческих религий. Есть они и в Азербайджане, и это - часть нашей национальной культуры. Однако они не имеют отношения к исламу как религии. Полагаю, что для приближения к Аллаху нет необходимости создавать посредников между Ним и человеком. Коран учит тому, что Аллах близок к нам и отзывается на мольбы тех, кто обращается к Нему искренне и смиренно. Если вы пожелали совершить намаз, то для этого не обязательно направляться в мечеть. Аллах примет ваше богослужение, где бы вы ни были. Если вы вознамерились принести в жертву животное или раздать пожертвования, то вам не обязательно идти в пир. Окажите милость тем, кто больше всего нуждается в помощи - сиротам, детям шехидов, пожилым, обездоленным людям - и ваши старания будут вознаграждены, а мольбы услышаны. В этом прелесть и совершенство учения, принесенного Мухаммадом и завершившего череду пророческих посланий.