(думаю, что это - лишь предположение)
Сразу возникают вопросы: Является ли религия частью культуры? Как в таком случае можно «втиснуть» культуру в рамки одной лишь религии? Из чего, собственно, состоит сама культура вообще?
Чтобы ответить на эти более чем серьезные вопросы, в Баку собрались на международную конференцию «Культура и красота в исламе» специалисты из разных стран мира. Как мне кажется, конференция дала практическую возможность еще раз продемонстрировать приверженность Азербайджана к взаимопониманию, диалогу между религиями и культурами народов мира.
Хотелось в качестве дополнения к обсуждаемым темам повестки дня конференции высказать и свою точку зрения.
Конечно, все признают роль религии в формировании культуры народов, в частности ислама теми, кто принял его как веру в единого Аллаха. Ислам может служить некой готовой структурой для организации человеческого общежития. Само общество, как мы знаем, воспринимает культуру как нечто, состоящее из многих элементов: начиная от культуры веры до культуры ведения войны или диалога во имя избежания кровопролития, т.е. установления мира и согласия между странами, народами, или же между разными этносами и конфессиями в одном и том же государстве.
Конечно, мы можем однозначно говорить только о том, что в Священном Коране (в отличие от других религиозных книг) имеются культурообразующие суры и аяты. Они могли и, полагаю, стали основой при окончательном формировании культуры многих народов, входящих в мусульманский мир. Но это лишь одна, хотя и очень важная сторона вопроса. Ведь до принятия ислама, например, в Средней Азии были свои, почти что системная, культура и правила сосуществования. Они не утратили своего значения и сегодня. Многие элементы самобытной культуры народов Средней Азии даже избежали воздействия религии. Например, атрибуты праздников Новрузбайрам и Уразабайрам, свадебные обряды, как часть бытовой культуры. То же самое можно сказать относительно Азербайджана.
В таком случае, чем можно обосновать выдвинутый тезис «Культура в Исламе»?
Несомненно, что, в отличие от Библии, в том числе ее составной части Евангелия, содержащего святые благовествования четырех апостолов, признается, что Коран ниспослан самим Аллахом, и в нем (в Коране), по сути, отражено большинство элементов мусульманской цивилизации. Исходя, хотя бы из этой предпосылки, можно говорить о важной роли ислама в формировании региональных культур мусульман многих стран – от Северной Африки до Азербайджана.
Я бы сравнил ислам, точнее сам Коран, с готовым «утвержденным» свыше генеральным планом «строительства» общего здания, в котором доминирует мусульманская цивилизация с ее региональным разнообразием, связанным с характером, менталитетом и образом жизни разных народов на всем пространстве, где распространена эта вера.
Насколько мне известно, никто до сих пор не попытался опровергнуть утверждение, что религия является составной частью культуры. В таком случае, каким образом часть может определять целое? Это, по крайней мере, противоречит обычной логике. Во всем мы ищем гармонию, причинно-следственную связь. Это - правило ведения любых научных и ненаучных исследований. Конечно, при этом не надо рассматривать в качестве некоего доказательства божественное предопределение и исключить роль мыслительных возможностей разумного человека, созданного самой первопричиной – абсолютом, суть которого, судя по всему, не постижима нашим недостаточно совершенным умом и возможностями отведенного каждому из нас жизненного срока.
Деятели религии и улемы неустанно повторяют: познав себя, познаешь и Бога. Но при этом нигде и никем не указываются четкие пути и возможности этого самопознания. Значит, познать свою суть и только потом сущность Создателя изначально не было дано человеку, который может провести всю свою короткую земную жизнь в поисках самого себя и желанного Бога.
Кажется, мы немного отошли от темы. Но этого, полагаю, требовал сам подход к определению первичности одного из двух важных понятий: религия или культура. Я - твердый сторонник мнения, что культура является понятием более обширным, чем все религии, вместе взятые. Здесь можно сослаться на то, что культура, в широком смысле этого понятия, включает в себя не только духовную жизнь человека, но и материальную сторону его земного бытия. Однако я никоим образом не уменьшаю роли религии, особенно ислама, в формировании мировоззрения своих последователей, образа их жизни, мотивов их поступков. Но, как бы мы ни старались охватить большее, все-таки как религиозное восприятие, так и сама вера предусматривают индивидуальность подхода каждого.
Культура, вобрав в себя все духовные начала человека, в том числе и саму религию, универсальна в своем предназначении, по своей сути, размаху охвата от А до Я как в жизни индивида, так и общества в целом. Теоретически и даже практически отвергать какую-либо религию или все религии человек может, но освободиться от воздействия всеобъемлющего влияния культуры почти невозможно. Она, эта культура, живет благодаря людям, их умению сохранять созданные многими поколениями духовные и материальные ценности.
Вера существует вне нашей человеческой воли, и она сама не очень-то «страдает», когда кто-либо решается ее опровергнуть или отказаться от нее, как от основы религии. Божественность, придаваемая религиозным канонам и установлениям, делает их неподвластными человеческому разуму и поступкам. Даже познание сути веры становится трудноразрешимой проблемой абсолютного большинства верующих. А те, которые говорят о якобы постигнутой ими сути верования, по меньшей мере, лукавят, хотят выделиться из общей религиозно неграмотной массы, возвыситься над этой массой. В этом тоже есть своя логика. Чем выше ступень познания, тем сильнее тяга к нему, особенно когда предполагается, что там, на его притягательной вершине, уже кто-то из смертных находится.
Кроме того, культурные ценности конкретны, осязаемы и во многом понятны человеку. Индивиду или обществу в целом под силу изменять некоторые установления культуры как таковой. Например, заменить одни традиции другими, вместо прежних, старых, создать новые. Поэтому культуру в целом можно оценить как совокупность деятельности многих поколений. Даже в такой универсальной форме, будучи в составе культуры, религия остается неизменной и, по сути, это не сильно влияет на рост и развитие разных областей культуры. В случае, даже теоретически, разделения культуры и религии, больше всего, пострадает последнее.
Исходя из вышесказанного, я могу предположить, что искать религию надобно в составе культуры, а не наоборот.