Авторское право © WWW : Персональный сайт Рафика Алиева
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Новости » Публициcтика » От корки до корки
14.02.13 16:50

Стоит ли читать книги именно так, или есть тому альтернатива?!

Такая постановка вопроса может не понравиться многим. Особенно тем, которые, читая роман или сказки, полностью находятся под впечатлением текста и часто переживают те же чувства радости или гнева вместе с героями романа, запоминают даже мельчайшие детали сюжета, придуманного автором. Читатель долгое время находится под впечатлением от прочитанного и нередко ищет схожие с событиями моменты в собственной жизни.
Этот классический вариант чтения был модным и предпочтительным в ХIX и первой половине ХХ века. Тогда аристократы вели размеренный или полный своеобразного героизма образ жизни с любовными интригами, дуэлями, дворцовыми хитросплетениями своего времени. Читающих было не так много и, естественно, писатели были членами высшего общества, и даже вхожими во дворцы королей.После октября 1917 года, особенно в России, чтение приобрело массовый характер: читали везде – в трамваях, на повозке, на кухне… Казалось, что люди только в свободное от чтения время занимаются домашними делами… Начитанность была в цене, об этом говорили все. Задавались вопросы: «Как же ты живешь, не прочитав Низами, Самеда Вургуна, Пушкина, Толстого, Гоголя, Достоевского?!» Ответ был бы совсем прост, но никто не говорил: «Как остальной мир, который лишен возможности познакомиться с творчеством этих великих людей».
Но, не знаю почему, однако я ни разу не слышал такого ответа. А вопрос-то был унизительным, по определению. Жизнь–то сама по себе не построена на творчестве этих людей. Скорее, наоборот, – это они описывают часть того мира, где мы все живем, но не думаем одинаково обо всем, грубо говоря, «мозгами» знаменитых писателей, поэтов, композиторов.
Не каждый обладает талантом писателя или поэта, и это естественно. Тому, кто не входил в этот список, приходилось и приходится избегать беседы светского характера. Всем хорошо известно, что Советский Союз был самой читающий державой в мире. Тогда и сама литература играла большую идеологическую роль, помогая властям воздействовать на умы и сознание граждан. Все желаемое власть старалась донести до людей с помощью литературы, самих писателей и поэтов, и она, ради справедливости скажем, оправдывала доверие властей. «Железный занавес» помогал творческим людям выполнять партийный наказ. Я лично не имел и ныне не имею ничего против такого подхода. Как говорится, всему -свое время!
Во второй половине ХХ века, особенно, в 70-90-ые годы, эта практика начала давать сбои. События и изменения в общественном сознании требовали и приобрели большую скорость, и писатели не успевали быть по-прежнему полезным мостом между властью и народом, постепенно теряли важность в деле воспитания масс, уступая место новым технологиям.
А потом - общественно–политические изменения, распад Советского Союза и вовсе отбросили литературу на обочину политики, началась эра компьютеризации. Как-то внезапно исчезли любимые образы прошлых героев, изменились мотивы и не было заинтересованности измениться на новый, непривычный лад.
Условия жизни изменились, а сознание осталось прежним, и его разрыв с жизнью все увеличивался. Тем не менее, вопреки здравому смыслу, число пишущей братии увеличилось в разы. Классическая литература на время вышла из моды и стала менее востребованной, а изящные искусства перестало быть таковыми. Наступила эра брани, ненормативной лексики и беспардонности в литературе.
В этот период обоснованно, в ногу со временем, изменились также мнение и поведение читателя. Появились новые способы освоения литературного пространства. Культура чтения обрела новые очертания: не читая книгу от корки до корки, тем не менее, постараться понять суть, идею автора в целом, чтобы суметь составить общую картину его подхода к той или иной проблеме, теме. Более того, имея в виду множество таких же литературных произведений, найти некоторые отличия или разнообразие в их общей массе. На самом деле, полки заполнились дешевыми романами с кричащими названиями и скудоумным содержанием.
По другому же, углубляясь в сущность и детали одной книги, бесконечно прогуливаясь с автором по всем лабиринтам и темным уголкам воспроизводимой картины, можно дойти до того, что вне поля зрения останется масса других книг, вероятно, имеющих почти одинаковый сюжет, но чуть-чуть с разным подходом их сочинителей. Ведь читатель все равно не сможет одолеть все написанное, и ему необязательно разбираться в хитросплетениях поведения персонажей, созданных автором по своему желанию. Важно знать его мнение о том, как поступает тот или иной его герой. Все слова и действия героя и остальных участников этой драмы, комедии говорят языком одного человека – писателя, которому, быть может, мир вокруг нас видится по-другому, и он желает довести до нас собственное мнение, грубо говоря, старается навязать читателю свою точку зрения, постепенно приучая его к своему методу анализа событий и фактов, подсказывая ему пути выхода из разных жизненных ситуаций.
Мы обычно читаем книгу не потому, что ищем выход из той или иной ситуации, а потому, что нам интересно, как автор подходит к тому, что мы сами видим каждый день, имея на этот счет собственное мнение. Вряд ли каждому читателю хочется попасть под влияние разных авторов с их различными подходами к той или иной теме или проблеме, о которых мы имеем свое мнение и, как правило, оно является доминирующим для нас.
Разные подходы и действия мы видим каждый день, общаясь, дружа со многими из своих окружающих – потенциальных персонажей писателей, которые, быть может, не так близко знакомы с реальной жизнью. Они в большинстве случаев создают главную идею, исходя из своих внутренних переживаний, из собственных личных соображений и, в конце концов, из своих фантазий, которые в реальности, возможно, не имеют места в жизни.
Поэтому многим читателям кажется, что помимо того обычного, знакомого им мира существует еще и некий иной, описываемый сочинителем. Однако, как часто случается, этот мир может стать ложным идеалом, которому не суждено появиться в нашей жизни. Он только уводит читателей от реальностей нашего мира, не давая никакой обоснованной, осознанной надежды иметь возможность прожить описываемую автором жизнь. Так сказать, мы временно попадаем в мир писателя, созданный по его же замыслу. А почему он так мыслит, так описывает события, мы вовсе не знаем. Мы только можем догадываться о том, как удается герою поступать именно так, как это предполагают обстоятельства, с точностью на сто процентов, что редко встречается в самой жизни.
Поэтому попытки поставить себя на место героя и повторить его поступки могут и часто приводят к тому, что мы запутываемся в собственных догадках, теряем свои ориентиры в жизни, на некоторое время переносимся вместе с автором в виртуальный мир. А это отрицательно сказывается на реалиях нашего образа жизни и способах достижения поставленной цели.
Ведь мы читаем произведения многих авторов с их оценками жизни. Но нам не хочется, да и вряд ли возможно, да и не нужно каждый раз подстраиваться под героя того или иного сочинителя.
Это и есть смысл моего подхода к быстрому чтению литературных произведений. Есть такая возможность, мы усваиваем и воспринимаем из этих сочинений только то, что нам по вкусу, и никак иначе.
Иными словами, наступило время, когда мы уверенно можем констатировать тот очевидный факт, что ныне литература вовсе не воспитывает, как об этом еще думают многие, она дает лишь разные варианты поведения, с точки зрения авторов. Как правило, она действует на человека сугубо индивидуально. А воздействует ли она положительно или нет, это уже другая проблема.
Я говорил и хочу повторить, что, вопреки сложившемуся мнению, примеров для подтверждения такого подхода к нашей нынешней жизни более чем достаточно. Думаю, что каждый читатель хоть раз в жизни мог разочароваться в своих кумирах, знакомясь с их личной закулисной жизнью. Он воочию мог встретить двух личностей - почитаемого, скажем, писателя или певца и обычного среднестатистического человека со многими недостатками, которые бы сильно его разочаровали. Малейшая публичная оплошность в поведении кумира может заслонить все хорошее о нем…
А нередко случается так, что близкое знакомство с самим писателем, его образом жизни, с его подходами ко многим вопросам вообще могут послужить вполне серьезным препятствием для чтения его произведений. Так же случается со многими актерами, певцами и певицами.
Я всегда считал, что можно читать и слушать, не знакомясь лично с тем, чей голос, книгу, и даже бестселлер мы воспринимаем.
Личная жизнь творческих людей, как я полагаю, должна оставаться, грубо говоря, за кулисами, вне нашего видения. Тогда нам легче воспринять положительные стороны его произведений, музыки, картины. По моему глубокому убеждению, талант, проявляясь через суть отдельного человека, не причастен к тому, что делает сам человек. Можно осознанно, опираясь на содержание написанного, оценить его смелость создать нечто важное для нас, заинтересовать наш разум, убаюкать интеллект. У обычного смертного такого не может быть.
Конечно, во всем этом есть немало исключений. Но мы говорим вовсе не о них, а об общих правилах, которые помогут нам, не читая книгу от корки до корки, составить о ней вполне объективное мнение.
Такой способ чтения применялся веками, и сегодня, используя этот метод, каждый из нас сумеет охватить своим читательским взором как можно больше книг.
Это, дорогие читатели, вовсе не совет, не подсказка, а моя точка зрения на счет взаимоотношения между нами и людьми искусства и литературы, между поселившемся в обычном человеке талантом и теми, кому посчастливилось избежать такого поворота жизни и остаться самим собой. При этом к талантам относятся лишь 5-10 процентов творческих людей, от которых, при надобности, можно научится чему то полезному. Вот и все…
URL / WWW
http://raliyev.az/news/a-222.html