Авторское право
© WWW :
Персональный сайт Рафика Алиева
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано
Новости
»
Публициcтика
» Мы не заражены вирусом национализма
19.10.09 10:45
Главной отличительной чертой патриотизма является отсутствие в нем образа врага, для национализма этот образ - необходимое условие для существования
За последние два десятилетия истории азербайджанский народ подвергался суровым испытаниям. Независимость досталась нам с учетом факта оккупации 20% азербайджанских территорий со стороны Армении. В захвате Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов кроме внешних факторов, помощи, в том числе и военной со стороны оставшихся от Советского Союза армейских подразделений, был и один немаловажный фактор в истории наших отношений с армянами. Они видели в нас часть турков, к которым армяне испытывают патологическую ненависть. Чуть ли не с пеленок они учат своих детей этой ненависти, ее они впитывают с молоком матери. Эту мощную эмоционально-психологическую нагрузку передают из поколения в поколение, что чувствовалось в разной форме на протяжении двух веков. Наш народ тоже стал объектом этой политики - необузданной фантазии "отцов Армении". Результат всегда был налицо. 1905 и 1918 годы, изгнание азербайджанцев с исконно принадлежащих им земель, геноцид, творимый на глазах мирового сообщества в Ходжалах и т.д.
Можно ли все это списать на счет национального шовинизма большинства армян, или, как они полагают, все это - лишь дерзкое проявление патриотизма? Они стараются, и, скажем, порой им удается, убедить часть мирового сообщества совсем в обратном, выдавая себя за жертву многовековой политики "геноцида" со стороны Турции и азербайджанцев. В связи с этим возникают резонные вопросы о том, каков должен быть наш ответ этим вызовам? Можем ли мы тоже вооружиться этим самым национализмом и учить своих детей ненависти к соседу, плохому соседу-убийце? Получится, или нет? Если нет, то почему? Откуда берут начало корни нашей всепрощаемости, отсутствия у нас оправданной ненависти к тем, кто убивает наших соплеменников, грабит их дома, уводит женщин и детей в качестве пленных с дальнейшим уничтожением через адские мучения?
С этими вопросами редакция нашей газеты обратилась к профессору Алиеву Рафику. Вот что он сказал нашему корреспонденту:
- Патриотизм сам по себе - это внутреннее состояние человека, и оно, как мне кажется, присуще ему изначально, быть может, даже на подсознательном или генетическом уровнях. Оно может существовать вне зависимости от других таких же патриотов; оно - явление индивидуальное и самодостаточное.
Патриотизм не направлен против кого бы то ни было. Это чувство - достояние нации, ее защита в виде оболочки. В общей сложности патриотизм наших соплеменников создает барьер и национальному шовинизму, и отличным от него самого негативным эмоциям, всплескам. Главной отличительной чертой патриотизма является отсутствие в нем образа врага; у него имеется желание делать добро и себе подобным. Объединившись, патриоты делают для своей нации и государства хорошее вместе со всеми представителями других народов, не ставя себя выше них, потому что изначально в нем также отсутствует ненависть.
Национализм, как мне представляется, - явление скорее политическое, нежели духовное. У национализма есть образ врага, как необходимое условие для существования. Он имеет общие цели и задачи, ради достижения и решения которых ведет борьбу, войну на уничтожение или подчинение других. Здесь уже невозможно смешивать эти два понятия - "патриотизм" и "национализм": у них вполне разные сущностные характеристики. Каждый националист, по сути, может стать не только патриотом, но и воинствующим, не самодостаточным, потенциальным шовинистом. Патриот не должен быть националистом для того, чтобы сохранить свое духовное состояние, невидимые, но важные связи с родиной, ее развитием, процветанием и защитой. Временами обывателю сложно провести грань между двумя упомянутыми явлениями. Известно, что "лидерам" эти чувства нужны в качестве приемлемой идеологии, позволяющей повести за собой массы. Если власть сосредоточена в надежных руках, то на передний план выступает патриотизм, а если нет - то национализм становится сильным оружием, заложенным в соответствующую идеологическую структуру. С помощью этого аргумента власти могут легко избавляться (как это было во времена И. Сталина и других диктаторов) от патриотов, особенно - от активных патриотов, стремящихся не допустить разгула национального шовинизма, представляющего собой губительное явление для социума и государства в целом.
Объединение националистов чаще всего заканчивается созданием некой организации, которая уже коллективно ставит себя выше представителей других этносов, всячески стремясь ограничить их права или просто уничтожить их. От национализма до шовинизма и фашизма расстояние небольшое, их разделяет очень тонкий и "чувствительный" барьер.
Такой национализм приносит своему народу не благополучие, а неприятности, горе, войну. В нем просыпается голодный зверь, которому необходима жертва, чтобы показать свою силу. Поэтому необходимо различать эти два близких на слух понятия. Первое - нечто естественное и воспринимается большинством, а второе вредит своим и доставляет массу неприятностей остальным. В его недрах заложены не любовь и понимание, а ненависть и невосприимчивость.
Как показывает история, нация, возвышенная национальным шовинизмом, обречена на падение с той же самой высоты и раскол на множество частей. Спасти такой народ может лишь зарождающийся в его недрах новый, истинный патриотизм. Других вариантов история не дает.
- Рафик муаллим, каково Ваше мнение об отношении наших граждан к этим понятиям в нашей стране? Что у нас преобладает - патриотизм или национализм?
- Как раз наш патриотизм полностью подходит к вышесказанному определению. У нас, наверное, нет в генах задатков национализма в его негативном понимании. Даже 20-летняя незаживающая карабахская рана не могла вызвать у нас образ врага. Это парадокс, но факт. Мы живем в этом времени со всеми событиями данного исторического промежутка. Хорошо ли это или плохо - судить трудно. Факты - вещь упрямая. Все происходит на наших глазах, и фальсифицировать что-либо не представляется возможным. Человек не может одновременно нести в себе два основополагающих начала - добро и зло. Эти понятия диаметрально противоположны, их сущность невозможно даже сопоставить.
Патриоты ли мы или националисты? Ответить на этот вопрос о нашей сущности, как нации, можно однозначно. Вирусом национализма мы не заражены. Когда и кто сделал нашим древним предкам прививку против этого вируса, сказать трудно. Иногда ужасно хочется быть националистом, но, я уверен, не каждому желающему это удается. В лучшем случае мы можем рассчитывать на некие вспышки, не переходящие в тлеющий огонь. Национализм азербайджанца в лучшем случае становится пантюркизмом, что не одно и то же. Увеличивается пространство, и наш националист, как обычно, теряется в общей массе, и от него толку мало. Взрастить дерево национализма - дело не одного столетия. Видимо, нашим предкам о таком зерне не было известно - они наслаждались плодами иного дерева, которые не могли стать возбудителями ненависти к представителям другого, даже столетиями доставлявшего нам массу неприятностей народа. Я имею в виду тех, кто ставил своей целью уничтожить нас как нацию. Слишком сильны корни нашего дерева добра, от которого, к сожалению, и многие наши страдания. Да, да - и от добра человек может страдать не меньше, чем от зла.
Такова реальность наших дней, таково доставшееся нам историческое наследие, напутствие предков. Чем они мотивировали такое свое поведение - одному Богу известно, но мы имеем дело лишь с последствием их поступков. Лично я, да думаю и немало наших соотечественников на определенное время отказались бы от такого рода наследия. Но достаточно ли этого? Боюсь, что нет. Рожденные летать не умеют ползать - это мудрость всех времен.
Заданный вами вопрос затрагивает интересы всех азербайджанцев. Свою точку зрения я высказал. Есть, наверное, и другие.
URL / WWW
http://raliyev.az/news/a-23.html