Авторское право © WWW : Персональный сайт Рафика Алиева
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Новости » Политика » 1 мая 1965 года
19.10.09 10:45

(Конституция и я)

1 мая - это праздник, не имеющий отношения к какому-либо народу или религии. От такой универсальности характера этот праздник нравился всем. Даже в селах его отмечали с большим размахом. Назывались эти мероприятия «маевками». На самом деле 1 мая был особый день – никто ни на кого ни за что не обижался. Это было единственное время в году, когда мы вели себя довольно свободно во всех смыслах. Массовое благодушие создавало особую атмосферу «родственности».1 мая 1965 года я учился на втором курсе факультета Востоковедения Бакинского Государственного Университета и был активистом комсомольской организации. Впервые за два года мне было дано ответственное партийное поручение лично от самого секретаря парткома университета: «Довезти железный макет Конституции на специальном колесном механизме до площади им. Ленина (площадь Свободы) и доставить обратно». Конструкция с макетом весила, наверное, более 100 кг и была почти на метр выше меня. Нелегко было довезти, т.е. докатить ее до площади. Шествие началось в 8.30 утра с улицы Коммунистической (Истиглалийят). Через площадь мы прошли уже к 12.00 часам дня. Тут-то и началась давка, народ расходился по сторонам и в спешке толкался, как мог. От утренней солидарности не осталось и следа. Мне с огромным трудом удавалось удержать эту железную «Конституцию» в повиновении. Дошел до нынешнего садика Фонтанов (тогда мы называли его «парапетом»). По пути я видел, как некоторые бросали порученные им плакаты, оставляли их под деревьями. Я допускал, что с плакатами можно так поступать, но мне даже в голову не приходила мысль оставить макет Конституции где-то на дороге, пусть даже в тени большого дерева.
Было тяжело и, чтобы перевести дыхание, я сел на нижнюю часть конструкции. Видимо, задремал. Момент выхода из состояния дремоты запечатлел находящийся рядом фотограф. Спустя два дня я увидел свое фото на фотовыставке в одном из углов этого садика. Получилось хорошее фото. Фотограф, наверное, был профессионалом. Он сумел поймать момент, когда я, только что проснувшись, поднял голову, с любовью и гордостью смотрел на огромный макет Конституции. Впечатляющее зрелище. Тогда фотографа я не нашел, а украсть свое фото со стенда не позволяла мне совесть комсомольца. Такие вот мы были романтичные. Это правда.
Дальше было хуже. Поднять «Конституцию» в сторону университета по подъему было не в моих силах. Благо, нашлись добрые люди, которые помогли «комсомольцу» довести до конца выполнение политпоручения. Перед университетом стоял заместитель парткома. Я обрадовался, что есть кому сдать макет и, естественно, с кого получить положенное спасибо. Выпрямился и в поте лица сообщил, что задание выполнено. Он с удивлением посмотрел на меня и сказал: «Сдурел, что ли? Оставил бы где-нибудь по дороге. Тоже мне, герой». Мне показалось, что все это происходит не со мной, а во сне. Но, к сожалению, это была горькая реальность. Мои глаза наполнились теплой влагой. Мой взгляд устремился к нему. Как я заметил через день, лопнувшие капилляры моих глаз изображали их розовыми. Видимо, заместитель парткома заметил это раньше меня, в момент нашего короткого «общения».
Думаю, что он увидел в моих глазах следы крови и тут же поторопился с объяснением, что «мол, он пошутил, хотел проверить мою реакцию, уровень сознательности и т.д., т.п.». Ничего не сказав, я повернулся и ушел. Почему-то внутри стало пусто, будто кто-то случайно опрокинул сосуд, и вылилась вся жидкость. Шел по улице, не замечая никого и ничего, просто так, бесцельно. Впервые в жизни почувствовал страшный голос пустоты. Не садясь в автобус, пошел пешком в общежитие. Оно находилась в Ясамалах, как и сегодня. Наверное, шел часа два. Ребят, живущих со мной в одной комнате в общежитии, не оказалось. Так получилось даже лучше. Они не дождались меня, и пошли на бульвар - на народное гуляние, посмотреть салют в честь 1 мая. Я дошел до своей кровати, лег и заснул с тяжелыми мыслями об отвратительном поступке заместителя парткома Университета. Он в один миг прервал поток моих положительных эмоций, оскорбил всю мою сущность. Я его не простил и не стану делать это спустя полвека, даже если из-за этого ему придется отказаться от места в Раю в потустороннем мире. Зло нельзя прощать. Он на самом деле совершил зло, оскорбив мою идею, надежду и строй, в котором я родился и рос. Конституция дала мне почти все – среднюю школу, университет, юношество, молодость и часть зрелых лет. Именно они, одновременно с Конституцией, составляли мой мир, где мне было уютно и комфортно. В один момент этот не кто-то из обычных прохожих с улицы, а партийный функционер, поставил все это под унизительное сомнение. Никогда не думайте отнимать у человека святое - его надежду. Это, как нож в спину, подножка на ровном месте, предательство по отношению к своей стране, к ее гражданам, которые любили и чтили свое отечество, а Конституция была сердцевиной государства, его хребтом.
Сегодня мы живем в суверенном Азербайджане, у которого есть своя Конституция, своя государственность. Для меня эти два понятия носили и носят характер святости. Человек не может жить, и даже просто так существовать без таких составляющих его сущности понятий. Некоторые верующие пытаются найти такую святость в ком-то, умышленно возвышая его. Даже церковь принимает решение «причислить кого-то к лику святых», а потом начинают просить его отпустить их грехи. Вот какая расчетливость у созданий Всевышнего. Главное, все это воспринимается нормально. «Непонимающих» сути этой земной святости называют еретиками, безбожниками. Лучше оставим этот вопрос на самотек. Тем более, что он к нашей теме не имеет отношения. Так сказать, каждому свое. Упрекать кого-то я не намерен.
Возвращаясь к началу разговора, скажу одно: реальные факты важнее любой морали. Я считаю аморальным игнорировать исторические факты. Так поступают армяне, и мы к ним относимся соответственно, с осуждением, который год доказывая мировому сообществу известную всем правду.
Само по себе, любой закон, в том числе и Основной, является делом сознательного решения людей. Поскольку жизнь человека сама по себе священна, и она защищается именно этим законом, то вполне резонно придать и ему статус священности. Мы, как и все люди в мире, живем, опираясь на два закона – Божий и земной. Оба они должны быть почитаемы и неприкосновенны.
Долго я ходил с чувством гордости за Конституцию и презрения - к заместителю парткома. Они смешались во мне, в результате чего получилась до сих пор не осознанная мной смесь добра и зла. Такие моменты приближения и пересечения двух противоположностей – добра и зла – запоминаются надолго. Лучше им не пересекаться. Надобно быть подальше, не тешить себя иллюзией, что добро может изменить характер зла. Такого в природе не бывает.
Вот такая история произошла со мной 45 лет тому назад. Должен особо отметить, что я уважаю и ценю прошлое, в том числе и то, что было до 90-х годов ХХ столетия. История хранится в нашей памяти, и это требует к ней бережного отношения. Я считаю, что реальные исторические факты стоят выше всякой морали, которую, к великому сожалению, каждый принимает и часто даже переделывает по-своему. А историю на помойку не выбросишь. Она имеется внутри нас, и мы должны нести ответственность за ее хранение. Это мое твердое убеждение.
URL / WWW
http://raliyev.az/news/a-50.html