Авторское право
© WWW :
Персональный сайт Рафика Алиева
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано
Новости
»
Публициcтика
» Вера и любовь... Разум и душа...
19.10.09 10:45
(гармония или противоречие)
Вера - как и любовь - по своей ширине и глубине не имеет границ: даже горизонт не просматривается, нет предела
Может ли вера овладеть душой и разумом человека одновременно? Если да, то что тогда с ним происходит? Становится ли он рабом этого единства - веры и разума? Многие называют такого человека фанатиком, аскетом, отшельником, существом вне этого мира или - того хуже - сумасшедшим. К сожалению, все это правда. Разве искренне полюбив, т.е. отдав свои душу и разум любви, Гейс не стал сумасшедшим Меджнуном? Или же мало фактов в истории аскетов - людей, отдавших свои души и разум какой-то одной идее либо вере? Разве христианские монастыри не являются ярким примером этого? Католические ордена существовали веками, есть они и сегодня. Анналы Европы свидетельствуют о наличии сотен таких тайных орденов, члены которых отдавали свои жизни за идею, которую им навязывали религиозно-политические лидеры. Разве мало коронованных особ, членов их фамилий и других известных людей становились жертвами фанатов идеи? Разве тайный орден тамплиеров не потряс в свое время Европу и особенно Францию?
Тогда религия была для Европы бoльшим, чем святым, бoльшим, нежели любая светская власть. Все самодержцы стран Европы и России были помазанниками Божьими. Любая светская по своей сути власть рассматривалась сквозь призму религии - в основном, христианство. Чтобы вера не мешала править, многие вельможи рядились в одежды кардиналов или, как в Египте, жрецов. Правили от имени Бога - поэтому-то остались и правят до сих пор. Фраза "всякая власть - от Бога" стала их основополагающим девизом, и не потому, чтобы угодить Всевышнему, показав Его всемогущество и величие, а для того, чтобы от Его имени править обществом, держать людей под страхом кары Божьей. Им было удобно удовлетворять свои властные амбиции, прикрываясь именем Господа. Так легче объяснить простому, неграмотному народу смысл своих деяний, - в том числе и подлого, хищнического содержания, - направленных, по большому счету, не только против тварей Божьих, но и против самого Бога как такового.
Когда вера превращается в идеологию, она способна на многое. Человек, воспринимающий веру не только душой, но и разумом, становится опасным для окружающих - либо он перестает принимать само общество, в котором живет, либо начинает уничтожать это общество лишь потому, что оно не соответствует его вере, его идеалам и принципам: тому, чему учили так называемые священники и религиозные лидеры, которые сделали из него безвольного раба-робота.
Поэтому испокон веков было не принято пропускать веру и любовь через разум - в противном случае они или потеряют свой смысл или, взяв на вооружение душу и сознание, уничтожат все, что встретится на их пути. Отсюда и экстремизм, и терроризм, и люди-самоубийцы - так называемые мученики, шехиды. У них, как выясняется, нет веры и любви; нет для них и Бога. Иначе они не стали бы против воли Господа, изложенной в Священных писаниях, взрывать себя, заодно убивая и множество других людей. Они умирают не ради веры - тогда было бы намного проще. Каждый такой фанатик уединился бы где-нибудь в безлюдном месте и совершил бы самоубийство. Или - как сторонники Заратустры - стал бы регулярно сокращать потребление пищи и физически разлагаться, приближая - согласно его верованию - свою смерть и воссоединение с божеством. При этом подобные люди не причинят никому вреда.
Многие религиозные фанаты поступают так и сегодня. В монастырях существуют отдельные комнаты, имеющие только дверцы для получения скудной пищи. Монах изолируется от общества по своей воле, и часто спустя короткое время его душа покидает тело. Общество почему-то относится к такому явлению терпимо, даже сочувственно. Наверное, потому, что это не сильно касается собственно общества и, - что еще важнее - не представляет угрозы для власти. Считается, что человек родился свободным, и он должен самостоятельно избирать свой жизненный путь - в том числе и путь к Богу. Он уносит только свою жизнь, только себя самого. По поводу этого можно лишь сожалеть и сочувствовать, однако возмущаться никто не собирается. А зря!
Благодаря такому попустительству со стороны общины соплеменников и единоверцев поощряется любая форма самоуничтожения. Мировое сообщество, как обычно, клеймит эвтаназию, но одобряет тех, кто убивает себя сам в сотнях монастырских келий для одиночек, без всякого суда и приговора. Тогда чем же отличаются монахи-самоубийцы от самоубийц-одиночек, которые решили взорвать себя прилюдно, в толпе, попутно унося с собой и несколько других жизней? И те, и другие причиняют обществу и людям страдания, оскорбляют достоинство человека, самого Бога.
Конечно, проводить параллели между террористом-самоубийцей и религиозным фанатом-одиночкой несколько некорректно. Результаты разные. Но речь идет о смысле этого деяния и отношении общества к такого рода действиям, выходящим за рамки морали, нравственности и норм общежития.
Поэтому, проявив равнодушие к религиозному аскету, мы можем оказать поддержку религиозному экстремизму или, куда хуже, террористу под оболочкой религии.
И тут общество сталкивается с выбором между гармонией и противоречием. Существует следующая схема: развитие в противоречии, и оно, в свою очередь, приводит к гармонии и продолжает дальше самосовершенствоваться. Однако сама природа демонстрирует несколько иной путь развития и самосовершенствования. Этот путь показывает, что развитие вовсе не в гармонии, а в самом противоречии. Гармония - понятие более короткого времени существования, ей скоро приходит конец. На одном поле нельзя сеять несколько раз подряд, например, пшеницу. Иссякает потенциал и наступает конец гармонии пшеницы и земли, а ведь как они счастливо и красиво выглядели года два назад! Теперь пшеница должна найти себе другое поле и создать новую гармонию, а земля снова войдет в гармонию уже с другим видом растения - кукурузой, хлопчатником и т.д.
Противоречие же - понятие бесконечное, в нем заложено ядро рассвета и развития. Все великие люди человечества всегда находились в противоречии со своим временем, с обществом, в котором они жили, а некоторые так живут и сейчас. Как только они входили в состояние гармонии с обществом, происходили революции, на страны обрушивались беды, общество неизменно утрачивало свой баланс. Разве история - в том числе недавняя (ХХ век) - не дает нам сотни примеров такого рода развития событий? Разве сегодня мы живем в обществе гармонии, а также всеобщего согласия и мира? Разве воров, мошенников, наркоманов, убийц и казнокрадов сегодня меньше? Разве выступая по ТВ, в прессе или лично беседуя с другом или подругой, мы находимся в гармонии с самим собой? Отнюдь нет, и все это прекрасно знают. Признать это - значит перестать нормально жить, рационально сосуществовать, комфортно находиться в состоянии вечного поиска истины, гармонии, идеала. По-другому это означало бы потерять смысл жизни, а, значит, недалек и конец существования самого человека. Жить в реальном измерении гораздо труднее, чем в достаточно туманном понятии о самой жизни. Поэтому мы ищем этот идеал в потустороннем существовании - там, где никто ничего не делает, не говорит, не находится в любовных или иных отношениях. Там - согласно мнениям религиозных мудрецов - находится только душа человека без презренного ею тела, от которого она после долгой борьбы освободилась и находится в состоянии эйфории, вечного наслаждения. Там нет никаких противоречий и никакой гармонии, там каждый существует сам по себе, не переходя дорогу другому, не отнимая кусок у соседа, не воруя, не убивая. Там царит полное равнодушие (от двух слов - равная душа). Вот, значит, откуда на самом деле берет свое начало так нами ненавистное словосочетание - равнодушие. Просто мы понимаем его по-своему, опять-таки согласно ложному представлению о жизни, вере и душе. Для духов на небесах равнодушие - благо, для нас на земле - порок, беда, начало всего отрицательного.
Возвращаясь к началу разговора, можно сделать вывод о том, что вера и любовь не должны выходить за периметры души, эмоций, чувств. Разум в любом случае должен сосуществовать с верой и любовью, не став их рабом и не позволив им пройти через его сито. В природе имеется множество фактов и случаев, когда единство разума и веры, разума и любви неминуемо приводили к уничтожению обоих. О других случаях история просто не знает.
URL / WWW
http://raliyev.az/news/a-75.html