Авторское право © WWW : Персональный сайт Рафика Алиева
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Новости » Интервью » Госкомитету - четыре года
19.10.09 10:45

Руководитель вышеназванной структуры, профессор Рафик Алиев поделился своими мыслями с нашими читателями.
21 июня 2005 года исполнилась четвертая годовщина создания Государственного Комитета по Работе с Религиозными Образованиями (ГКРРО). Опыт прошедших лет показывает, что сегодня успешно реализуется стратегический курс в сфере взаимоотношений “государство-религия”, основы которого были заложены покойным президентом Гейдаром Алиевым. Думаю, будет полезным вкратце напомнить всем суть политики азербайджанского государства в вопросах, связанных с взаимодействием с религиозными образованиями:а) Азербайджан - светское государство, что нашло свое отражение в Основном Законе страны, принятом в 1995 году. Однако это отнюдь не намекает на атеизм или отсутствие веры в республике. Наоборот - само государство является гарантом свободы вероисповедания. Это закреплено как в Конституции (Статьи 18 и 48), так и в вытекающем из нее Законе “О свободе вероисповедания”, принятом в 1992 году. Этот универсальный принцип обеспечивает и свободу веры, и свободу прогресса государства.
б) Религия отделена от государства. Попытка отдельных религиозных и политических деятелей комментировать указанный пункт как “отделение верующих от государства” является более чем серьезным искажением. Любой верующий является и гражданином своей страны. Он обладает всеми правами и несет ответственность перед государством. Отделение религии от государства носит, скорее, политико-идеологический характер и лишний раз подтверждает светскость общественно-политической системы.
в) Религиозные ценности являются неотделимой частью исторически сформировавшихся национальных, нравственных и этических ценностей народа Азербайджана. Создание и сохранение соответствующих условий для их гармоничного развития должны находиться в пределах государственной заботы. Не занимаясь продвижением какой-либо религии, государство заинтересовано в правильном понимании его гражданами своих обязанностей - как перед законом, так и перед Богом, которому они молятся.
г) Вмешательство религиозных образований, центров и управлений, - в целом религии, - в политику является недопустимым и противоречит действующему законодательству. Эта ключевая позиция является одним из основополагающих принципов, составляющих саму суть государственной политики в религиозной сфере. Государство не должно идти на уступки тем религиозным образованиям, которые стремятся как-то нарушить вышеуказанный принцип. Это - важное условие, необходимое, прежде всего, самой религии, и государству как действенному инструменту управления страной. Власть должна создать такие условия, при которых религия могла бы оставаться вне политики.
д) Установлению отношений между самими религиозными образованиями и религиозными общинами на основе конструктивного сотрудничества, терпимости и толерантности оказывает содействие государственная организация, заинтересованная в сохранении и развитии этих отношений. Поэтому государство прилагает немало усилий, проводя большую разъяснительную работу посредством созыва семинаров, симпозиумов и конференций, а также организовывая и направляя, по мере возможностей, просветительскую деятельность. Это - важный дополнительный элемент сохранения в стране общей политико-экономической стабильности, частью которой является и религиозная толерантность.
е) Религиозное просвещение и религиозная учеба важны для общества. Однако эти процессы необходимо реализовывать в рамках действующего законодательства. Доведение до граждан страны информации о религии должно осуществляться на основе принципа добровольности. В этой работе подлежит исключению всякая деятельность, способная породить деструктивное сектантство, религиозную дискриминацию, противостояние и ненависть между носителями идей разных религий и конфессий. Нельзя под прикрытием свободы убеждений допускать в нашей стране функционирование всевозможных оккультных, тоталитарных сект. Государственный Комитет осознает необходимость организации серьезной борьбы с указанными религиозными структурами и общинами в соответствии с нормами международного права и республиканского законодательства, принимая нужные меры в этом направлении. Деятельность любого религиозного направления, выходящая за пределы закона, подлежит пресечению. Всецело должен претворяться в жизнь п. 1 ст. 18 Конституции “Все вероисповедания равны перед законом”. Это означает, что для государства не существует привилегированных религий или религиозных образований. Претензии на монополию в нравственном мире граждан расцениваются как посягательство на права человека и не воспринимаются абсолютным большинством в обществе. Право на веру является вторым по значению после права на жизнь. Религиозное сознание является частью общественного сознания, и оно должно остаться таковым. Это определяется законами нашей страны, традициями нашей истории.
Думаю, что сказанное в достаточной степени отражает основные контуры политики государства в религиозной сфере. Реализуя указанную стратегическую задачу, Государственный Комитет принял за основу, прежде всего, три главных фактора:
1. Обеспечение свободы вероисповедания.
2. Сохранение принципов светского государства.
3. Недопущение перерастания религиозного пристрастия в религиозную нетерпимость и далее - в фанатизм и экстремизм.
Реализация этих непростых задач создает широкие возможности для сохранения существующей общественно-политической стабильности, успешной внутренней и внешней политики. На фоне всего этого удалось достичь постепенного изменения сложившейся к началу 2002 года противоречивой и сложной религиозной ситуации, достижения более прогнозируемой религиозной обстановки. В противном случае было бы невозможным создание нынешнего реального баланса интересов во взаимоотношениях государство-религия.
Однако мы можем признаться в том, что Государственный Комитет беспокоят происходящие в религиозной сфере негативные процессы, непомерный рост нездоровой миссионерской деятельности, стремление многих деструктивных и тоталитарных сект во что бы то ни стало проникнуть на территорию Азербайджана, а также наличие у них серьезных покровителей на Западе и Востоке.
Действительно, выгодное геополитическое положение нашей страны, имеющиеся здесь полезные ископаемые, занимаемое ею место среди стран мира и ее международный имидж требуют от нас осуществления серьезной, взвешенной и сбалансированной политики и в религиозной сфере.
С сожалением отмечаем, что в последнее время некоторые страны при реализации своих интересов в регионе используют и религиозный фактор, что, по нашему мнению, абсолютно недопустимо во взаимоотношениях между суверенными государствами.
Религиозный фактор по своей сути призван служить миру, согласию и добрососедству. Внесение в это святое дело отрицательных элементов посредством неправильного использования религиозных догм и канонов делает позиции самой религии уязвимыми.
Любое насилие во имя религии является преступлением против самой религии. В этом незыблемом принципе сходятся мнения абсолютного большинства мировых религиозных лидеров. Поэтому и государство, и религиозные деятели, и вообще каждый искренне верующий человек должны бережно относиться к религии, а также защищать ее от политики.
Анализ полученных материалов позволяет высказать соображение о том, что за время, прошедшее после президентских выборов 2003 года, в нашей стране появилось немало лиц, желающих перенести центр политической борьбы в места совершения молебнов. Можно сказать, что некоторые религиозные образования, религиозные течения и движения, направляемые зарубежными “консультантами” и “советчиками”, уже предпринимают попытки реализовать вышеуказанный план.
Однако соответствующие государственные структуры постоянно пресекают подобные попытки, имея твердое намерение делать это и в будущем. Те, кто используют, либо пытаются использовать под религиозным прикрытием места совершения духовных обрядов в борьбе против нашей государственности и общественно-политического устройства, должны уяснить для себя одну простую вещь: их подобные действия направлены, прежде всего, против самой религии и могут привести к деформации формирующегося у людей нового религиозного мышления. Вследствие этого превращение религиозных объектов в политические дискуссионные клубы не только противоречит законам, но и препятствует развитию религии в правильном направлении.
Каждый человек должен четко усвоить, что государство всеми возможными способами, не противоречащими закону, не допустит использования религии в личных политических интересах. Такая позиция обусловлена требованиями существования самого государства, которое защищает светские принципы политического устройства. Реализованный за последнее время ряд мероприятий - наглядное свидетельство сказанному.
Одним из факторов, беспокоящих Государственный Комитет, является все еще актуальная проблема, связанная с ввозом в страну огромного количества религиозной литературы, ее печатанием и распространением. Последнее носит само по себе нормальный, законный характер, однако наличие случаев грубого нарушения законодательства в данной сфере лишний раз свидетельствует о том, что религиозные общины зачастую неправильно используют предоставленные им в рамках закона возможности и не отказываются от своего намерения распространять религиозную литературу, которая отрицательно влияет на общественное устройство нашей страны, государственность, межрелигиозные отношения и вообще на общественную безопасность в Азербайджане. Такие случаи наблюдаются в деятельности как представителей традиционных религий, так и недавно появившихся различных религиозных направлений.
Однако, несмотря на все это, периодически разрешаются возникающие в указанной сфере проблемы, конфискуется религиозная литература вредного содержания, вводится запрет на ее ввоз и распространение в пределах республики. Такая деятельность вызвана намерением защитить существующую систему светской государственности и очистить рынок религиозной литературы от книг сомнительного содержания, а также контрафактных изданий. Полагаю, что в этой сфере уже имеются немалые успехи. В результате эффективного сотрудничества с другими заинтересованными государственными структурами, несколько сотен тысяч экземпляров вредной религиозной литературы (было бы справедливым назвать ее “околорелигиозной”) не достигли своих адресатов в нашей республике. Государственный Комитет всегда заявлял о своей готовности сотрудничать в рамках закона со всеми религиозными образованиями по вопросам ввоза, печатания и распространения религиозной литературы. Вместе с тем, религиозные образования должны организовать свою работу таким образом, чтобы не возникали основания для применения административных мер. Госкомитет никогда не возражал и не возражает против ввоза и распространения тех религиозных книг, которые пропагандируют истинные религиозные ценности и направлены на формирование терпимости, толерантности, а также улучшение взаимоотношений между людьми.
Подводя итоги сказанному, хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день стратегия азербайджанского государства в религиозной сфере не только не претерпела изменений, а наоборот - государство намерено еще более укрепить свою политику по отношению к этому вопросу, создав гражданам широкие возможности для свободного вероисповедания.
Наша страна, завоевавшая в мире статус образцового государства в сфере религиозной терпимости и толерантности, постарается доказать, что такая ситуация носит не временный, конъюнктурный характер, а является продолжением и развитием исторических традиций азербайджанского народа, его миролюбивого характера.
URL / WWW
http://raliyev.az/news/a-79.html