Авторское право
© WWW :
Персональный сайт Рафика Алиева
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано
Новости
»
Публициcтика
» Сходства и противоречия мышления на Востоке и Западе
19.10.09 12:18
(Исторический опыт средневековья и реальность нашего времени)
Недавно, 9-11 сентября 2009 года, состоялся международный симпозиум на тему "Восток и Запад: общие духовные ценности, научно-культурные связи", посвященный 70-летию азербайджанского ученого-арабиста, первого доктора наук по арабистике среди женщин Востока, прекрасного научного работника и человека, профессора Аиды Имангулиевой. Она, так же, как 700 лет назад Ибн аль-Араби, всю свою научно-творческую жизнь посвятила проблеме сближения Востока и Запада, считая, что это самое сближение необходимо и актуально. Своими многочисленными научными исследованиями по арабской литературе она стремилась доказать миру, что такое сближение должно основываться на синтезе западного реализма и восточной чувствительности.Исторический опыт Средневековья, включая огромную титаническую деятельность плеяды таких ученых, как Мухаммад Ибн аль-Араби, убедительно подтверждает мысль о том, что за тысячелетия в формах и способах мышления на Востоке и Западе мало что изменилось. Правда, в последние десятилетия экономические и политические, идеологические и культурные взаимоотношения в рамках и под влиянием глобализации интенсивно развиваются. Одним из результатов этого являются совпадения точек зрения по многим международным проблемам. Существуют общемировые проблемы, в решении которых совместно участвуют Запад и Восток: терроризм и наркоторговля, траффикинг и борьба с бедностью, проституция и экология, нераспространение ядерного оружия.
Однако, принимая согласованные решения даже по таким, казалось бы, сугубо гуманным проблемам, каждая из сторон стремится мотивировать свое мнение, исходя из разных критериев. Так, Запад делает упор на реализм и прагматизм, считая свой выбор необходимым и объективным вариантом. Восток же исходит из критериев единства мира, ставя вопрос равноправия всех перед Богом, проповедуя, что все люди являются творениями Всевышнего, и помогать им – это, скорее, исполнение долга верующего, нежели политическая целесообразность. Иначе говоря, западное мышление и принятие решения проходят через ум и сознание, восточное – через сердце, чувства и интуицию. Ибн аль-Араби стремился создать единство двух методов мышления: через разум, не игнорируя интуицию.
В таком контексте напрашивается сакраментальный вопрос: почему Ибн аль-Араби так важен сегодня? Отчего его богатое научно-литературное наследие созвучно с проблемами нынешнего времени? Для чего нам нужно изучать наследие человека, жившего 700 лет тому назад? Что это нам дает? Конечно, можно было бы поставить множество других вопросов о том, необходим ли такой научный порыв в изучении и анализе творчества Ибн аль-Араби.
Однозначно, без комментариев и обоснования, ответить на эти вопросы «да» или «нет» почти невозможно. Надо разобраться в мотивации наших сегодняшних поступков – научных изысканий. Думаю, что имеются несколько причин для того, чтобы заняться изучением и сохранить наследие «величайшего шейха» Ибн аль-Араби и передать его последующим поколениям. Так, наверное, будет продолжаться до тех пор, пока поколениям ученых не удастся разгадать и раскрыть, объяснить всю тайну его величия и его научного наследия. Ибо этот один из выдающихся представителей восточной мысли предстает перед нами в нескольких ипостасях.
Во-первых, Ибн аль-Араби был истинным интеллектуалом, разносторонним ученым, мистиком. Не каждому дано понять и анализировать проблемы своего времени и дать прогнозы, показать реальные пути выхода из ситуации, в которую люди часто попадают. Как обычно, это происходит из-за длительной дремоты мысли. Я полагаю, что Ибн аль-Араби удалось создать более или менее целостное понимание смысла бытия человека, его постоянных связей и зависимость от небесных сил, сил макрокосмоса. Он сумел предвидеть события и говорил об этом в открытой и доступной форме. Ибн аль-Араби, не боясь гнева религиозных фанатиков, объявлял о своем стремлении к слиянию с Создателем еще при жизни земной. Он говорил примерно так: «Человек является частью Вселенной, а, значит, и Того, кто все это создал». Такое мнение бытует и сегодня, и его повторяют с неменьшей частотой, чем 700 лет назад. Таким образом, потребность в поисках лучшего варианта решения жизненных проблем - постоянная константа. Значит, и сегодня востребован опыт тех, кто когда-то вел в этой сфере поиски, закончившиеся успешно.
Во-вторых, стремление Ибн аль-Араби изменить человеческую сущность к лучшему не реализовано до сих пор. Хотя за истекшие 700 лет человеческое общество изменилось, но не до такой степени, чтобы в какой-то мизерной мере понять сущность Бога, исходя из позиций Ибн аль-Араби. Проблемы и социальные болезни общества за 700 лет коренным образом не изменились. Развитие и достижения науки, появление новых космических технологий и нанотехнологий пока что оказывают незначительное влияние на методы и формы мышления абсолютного большинства людей. Они остались почти такими же, как и 100, 200 лет назад. Со временем даже стало хуже с обычными подсчетами. Имея калькулятор, человек перестал умножать, делить, складывать и вычитать своим обленившимся умом. Так же почти во всем остальном. Технические инновации загнали обычного человека в угол, он перестал понимать сущность увиденного, услышанного. Этот негатив ощущается и в других сферах человеческой жизни: на взаимоотношениях людей, на их отношении к собственным потомкам, к собственной истории и реалиям быта. К сожалению, все это происходит на наших глазах, и многие считают такое положение естественным.
Я полагаю, что человек появился на свет как с определенными достоинствами, так и с некими пороками, и он сам обязан освободиться от пороков, в том числе от дремоты мысли. Но, как свидетельствует история, по своему характеру, индивид не в состоянии преодолеть все это в одиночку. К сожалению, дальше будет не лучше. Люди будут все активнее использовать мобильные телефоны, сверхскоростные компьютеры, не понимая смысла и механизма их работы. Человеческий мозг останется в прежнем состоянии "покоя", а многие, не понимая сущности функционирования технических новинок, станут меньше думать, меньше стремиться к тому, чтобы самим открыть или изобрести что-либо новое, изменить собственную жизнь к лучшему. Ему, среднестатистическому пользователю мобильного телефона (это к примеру), не под силу создать хотя бы одну деталь этой "чудной" игрушки, которая делает огромный мир таким близким и доступным. Пастух в горах может услышать голос своего сына, который находится в Америке или Европе, и пасомый им скот будет в недоумении от того, что их хозяин очень весел и доволен, и не размахивает нервно своим пастушеским посохом, не кричит на них.
В-третьих, следуя Ибн аль-Араби, надо признать, что для коренного изменения мышления большинства людей, скорее всего, должен появиться новый человек с новыми мыслительными возможностями. Конечно, такая постановка проблемы несколько иллюзорна, но я не вижу веских причин, могущих привести к другим кардинальным изменениям планетарного характера. Сегодня мы живем в таком реальном мире, в котором характер мышления и формирования мировоззрения индивида мог бы уже перейти на более высокий уровень понимания смысла жизни на земле. Пройдя все формации в своей эволюции, человек нашего времени может только корректировать свое отношение к миру в целом. А мыслительный процесс сильно отстает от минимума возможного, по сравнению с развитием науки, культуры, цивилизации. Поэтому нам приходится искать ответы на вопросы современности в наследии великих ученых Средневековья, в творчестве таких гигантов мысли, как Ибн аль-Араби, Ибн Халдун, Ибн Рушд.
Наверное, отчасти поэтому мы стремимся сохранить наследие Ибн аль-Араби, чтобы передать его новым поколениям с надеждой на то, что они, быть может, лучше поймут смысл бытия и единство мира, чем мы.
Ибн аль-Араби по-своему относился к божественному посланию – Корану, что вызывало негодование средневековых мусульманских богословов. В комментариях смыслов коранических сур и аятов, скорее всего, он выступал как ученый-суфий, нежели как просто верующий мусульманин. Ставя познание Бога главным условием бытия, Ибн аль-Араби рассматривал Бога не как себе подобного, а как регулятора мировой энергетической системы, в рамках которой и проходит бытие человека.
Поддерживая эту мысль, я мог бы добавить, что и сегодня такой подход имеет место. Я считаю его вполне понятным и приемлемым. Забегая немного вперед, могу завершить свою мысль словами о том, что «Бог и есть энергия», вездесущая, всемогущая и вечная. Называть эту энергию можно по-разному. Суть от этого никоим образом не изменится. Мы являемся частью этой вселенской энергетической системы. Об этом по-разному, своеобразно говорили и писали средневековые ученые, поэты, писатели. Их тогда не понимали. Их обвиняли в ереси. Эту их позицию многие не воспринимают и сегодня. Правда, мотивы такого непонимания стали сегодня иными и, к счастью, они не приводят к казням, к инквизиции.
Мысль о единстве мироздания, которая проходит красной нитью в творчестве Ибн аль-Араби, необходима и сегодня, ибо она по-прежнему актуальна. В наш век всплеска научного прогресса каждый из нас может убедиться в правильности пророчества "величайшего шейха" – Ибн аль-Араби. Он современен, как никогда. Его научное наследие еще много столетий будет служить человечеству, указывая путь к постижению тайн мироздания, познания Бога как Творца всего сущего, Всевышнего - как реальность, без веры в которую, по мнению мыслителя - суфия Ибн аль-Араби, жизнь на земле теряет свой смысл, человек становится неким беззащитным бесхребетным существом, которому не суждено прямо стоять - головой к небу, ногами на земле. Это может реализоваться только с помощью величайшей энергии Вселенной.
Ибн аль-Араби читали и читают во многих странах на всех континентах. К нему питают особое уважение на Западе. Его идея всемерности человеческих отношений вполне устраивает западное мышление. Мистицизм, желание слиться с Богом, будучи еще живым, манит многих. Он, Ибн аль-Араби, сам будто бы и сотворил такой мираж, оставив позади семь ступеней до самого Бога. Якобы, он повторил путь Пророка Мухаммада.
Суфизм, которому был искренне верен Ибн аль-Араби, по большому счету, устраивает всех. В нем, суфизме, нет экстремизма, религиозного радикализма, фанатизма. Единство мирского и небесного составляет суть этого самого распространенного мусульманского учения.
Только человек, сам, своим усердием, может достичь такой вершины – слияния с божественной энергетикой. Мы с вами хорошо знаем, что такое на самом деле, в принципе, невозможно. Полученную еще в утробе матери энергетику жизни человек возвращает только после своей физической смерти. Ибн аль-Араби попытался сохранить эту энергетику жизни, но одновременно порой находиться в так называемой энергетической системе Создателя. Хотя единство двух миров само по себе предусматривает такое слияние после смерти, мы этого не понимаем и физически почувствовать не можем.
Я думаю, что актуальность изучения наследия великих ученых, мыслителей останется навсегда важной. Ибо именно в этом наследии мы обнаруживаем следы сходства и царапины противоречий между Западом и Востоком.
*Мухаммад Ибн аль-Араби, арабский ученый-мистик, поэт и философ, жил и творил в XII веке в Андалузии (Испания). Он был сторонником единства Запада и Востока без предварительных, как сказали бы сегодня, условий – на основе равноправия всех религий и народов. Он является автором более 600 научных и литературных работ. До нас дошли только лишь 250 наименований. Несколько рукописей хранятся в институте рукописей Национальной академии наук Азербайджана в Баку.
URL / WWW
http://raliyev.az/news/a-96.html